Образец для цитирования:

Курникова М. В. Физическая активность ребенка-инвалида как критерий социального самочувствия его семьи (теоретическое обоснование проблемы) // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2018. Т. 18, вып. 3. С. 274-278. DOI: https://doi.org/10.18500/1818-9601-2018-18-3-274-278


Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
УДК: 
316.356.2
Язык публикации: 
русский

Физическая активность ребенка-инвалида как критерий социального самочувствия его семьи (теоретическое обоснование проблемы)

В статье рассматриваются теоретические аспекты понятия «социальное самочувствие», различные подходы к его изучению. Сделан обзор научных источников для обобщения критериев исследования социального самочувствия применительно к семье, воспитывающей ребенка-инвалида. Выявлено отсутствие общепринятой системы показателей и сигнальных индикаторов, по которым можно было бы измерить его уровень. Сопоставляются параметры оценки благополучия семей с детьми, согласованных на международном уровне и в нашей стране, как комплексная система показателей: внутреннее состояние малой группы (здоровье и настроение членов семьи); социально-экономические условия, непосредственно влияющие на жизнедеятельность малой группы; восприятие самой семьей перспектив своего развития. Отмечены эмпирические исследования о положительном влиянии регулярной физической активности на процесс формирования необходимых социальных навыков, на субъективное ощущение качества жизни не только у здоровых людей, но и у людей с инвалидностью. Расширение диапазона физической активности ребенка-инвалида оказывает положительное влияние на его соматическое благополучие, установление контакта с окружающим миром, удовлетворенность различными аспектами жизни и психологического комфорта. Указывается приоритетная роль семьи в реализации регулярной двигательной активности ребенка с нарушениями развития и, как следствие, рассматривается возможность применения показателя «физическая активность детей-инвалидов» в качестве критерия исследования социального самочувствия его семьи

Литература

1 См.: Овчар Н. А. Социальное самочувствие как показатель социокультурной трансформации региона // Изв. ВолгГТУ. Сер. Проблемы социально-гуманитарного знания. 2015. Т. 23, № 9 (172). С. 37–41.

2 См.: Кученкова А. В. Социальное самочувствие и субъективное благополучие : соотношение понятий и способов измерения // Вестн. РГГУ. Сер. Философия. Социология. Искусствоведение. 2016. № 2 (4). С. 118–127.

3 См.: Осинский И. И., Бутуева З. А. Социальное самочувствие : понятие, факторы формирования и показатели измерения // Вестн. Бурят. гос. ун-та. 2015. № 14. С. 38–40.

4 См.: Аргунова В. Н., Кодина И. Н. Методика изучения социального самочувствия населения малого города // Вестн. НГГУ. 2013. № 1 (29). С. 7–11.

5 См.: Мустаева Ф. А., Потрикеева О. Л. Социальное самочувствие семьи в современных условиях // Дискуссия : политематический журнал научных публикаций. 2013. № 8 (38). С. 95–102.

6 См.: Константинова Т. Н. Социальные индикаторы : методология измерения семьи // Сев.-Вост. гуманит. вестн. 2016. № 3 (16). С. 43–48.

7 См.: Пьянов А. И. Социальное самочувствие российской семьи // Изв. ВолгГТУ. Сер. Проблемы социально-гуманитарного знания. 2011. Т. 9, № 7 (80). С. 81–87.

8 См.: Цинченко Г. М. Благополучие детей в контексте новых социальных исследований в западных странах // Вестн. ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2017. № 1. С. 76–88.

9 См.: Andersen L. B.[et al.]. Physical activity and clustered cardiovascular risk in children : a cross-sectional study (The European Youth Heart Study) // Lancet. 2006. Vol. 368. P. 299–304.

10 См.: Яковлева Н. И., Андреева С. А., Кирьянова О. С. Адаптация детей-инвалидов через занятия физической культуры // Вестн. ТОГИРРО. 2015. № 1 (31). С. 358–362.

11 См.: Еремушкин М. А. Двигательная активность и здоровье. От лечебной гимнастики до паркура. М. : Спорт, 2016.

12 См.: Нарзулаев С. Б., Сафронова И. Н., Петухов Н. А. Аспекты социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья средствами физической культуры и спорта // Вестн. ТГПУ. 2012. № 5 (120). С. 155–157.

13 См.: Болах Б., Приступа Т. Оценка восприятия качества жизни спортсменов-инвалидов // Физическое воспитание студентов. 2014. № 1. С. 13–16.

14 См.: Бельц В. Э., Малофеева О. В. Взаимодействие спортивного клуба с семьей как активным субъектом социализации личности ребенка // Вестн. ТГПУ. 2016. № 8 (173). С. 106–111.

15 См.: Курникова М. В., Голышев Н. И., Лабутина Н. А. Практический опыт организации работы группы по плаванию для детей и подростков с инвалидностью (на базе муниципального физкультурно-спортивного учреждения) // Адаптивная физическая культура. 2016. № 1(65). С. 46–47.

16 См.: Клочкова Е. В. Введение в физическую терапию : реабилитация детей с церебральным параличом и другими двигательными нарушениями неврологической природы. М. : Теревинф, 2014.

17 См.: Чекалова Н. Г., Матвеева Н. А., Силкин Ю. Р. [и др.]. Комплексная оценка здоровья школьников с разным состоянием костно-мышечной системы // Гигиена и санитария. 2014. Т. 93, № 4. С. 66–70.

18 См.: Доскин В. А., Батышева Т. Г., Лильин Е. Т., Глазкова С. В. Современные научные представления об улучшении качества жизни детей с ограниченными возможностями // Вестник перинатологии и педиатрии. 2014. Т. 59, № 5. С. 4–8.

19 См.: Ерешко Н. Е., Чепик В .Д. Проблемы исследования социализации детей-инвалидов средствами инклюзивной физической рекреации на региональном уровне (Московская область) // Учен. зап. ун-та им. П. Ф. Лесгафта. 2015. № 10 (128). С. 61–66.

Краткое содержание (PDF): 
Текст в формате PDF: