Образец для цитирования:
История как текст ("Христос и Антихрист" Д.С. Мережковского и "Мастер и Маргарита" М.А. Булгакова)
В статье предпринята попытка включения романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» в контекст традиции Д.С. Мережковского. Выявляются общие мотивы в романе «Юлиан отступник», открывающем трилогию «Христос и Антихрист», и «закатном романе» М. Булгакова; рассматривается проблема отношения писателей к истории как к тексту, определяются принципы сопоставительного анализа романов Мережковского и Булгакова.
1 См.: Мельник В., Мельник Т. М. Булгаков и Д. Мереж-
ковский (к вопросу о генезисе демонических мотивов//
Республиканские булгаковские чтения: Тезисы. Черно-
вцы, 1991; Сингаевская О. Тема шабаша в произве-
дениях М. Булгакова, В. Брюсова, Д. Мережковского
(«Мастер и Маргарита», «Огненный ангел», «Леонардо
да Винчи») // Там же.
2 См.: Гаспаров Б. Из наблюдений над мотивной струк-
турой романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Новый Завет в произведениях М.А. Булгакова // Гаспа-
ров Б. Литературные лейтмотивы. М., 1993; Генис А.
«Серапионы»: опыт модернизации русской прозы //
Звезда. 1996. № 12; Каганская М. Белое и красное //
Литературное обозрение. 1991. № 5 и др.
3 Косвенным свидетельством незаинтересованности
современных исследователей проблемой «Булгаков и
Мережковский» является факт «точечного» упомина-
ния о Д.С. Мережковском в изданиях обобщающего
характера и исследованиях, систематизирующих новей-
шие достижения булгаковедения. См.: Белобровцева И.,
Кульюс С. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Комментарий. М., 2007; Соколов Б. Булгаковская энци-
клопедия. М., 1996; Яблоков Е. Художественный мир
Михаила Булгакова. М., 2001.
4 Бродский И. Книга интервью. М., 2000. С. 605.
5 См.: Никулина Н. Мотивная структура романа-эссе
Д.С. Мережковского «Иисус Неизвестный»: Автореф.
дис. …канд. филол. наук. Тюмень, 2002; Леонтьев А.
Интертекстуальные трансформации в романе М.А. Бул-
гакова «Мастер и Маргарита» // htpp: //www.netslova.
ru/leontiev/bulgakov.html
6 Оба писателя показывают, «как отразился образ Божий
в истории человеческой культуры: в книгах, в “голо-
сах”, в судьбах». Как считает исследователь, «в этом
состоит главное мотивное созвучие романов Булгакова
и Мережковского, за которыми открывается общий для
обоих художников лейтмотивный план культурных
отражений вечного сюжета о творчестве и спасе-
нии» (Никулина Н. Мотивная структура романа-эссе
Д.С. Мережковского «Иисус Неизвестный». С. 22).
7 См. полемику Д.С. Мережковского с историком вели-
ким князем Н.М. Романовым: Мережковский Д.С. Алек-
сандр I // Мережковский Д.С. Было и будет. Дневник
1910–1914; Невоенный дневник.1914–1916. М., 2001.
8 Мережковский Д.С. Собр. соч.: В 4 т. М., 1990. Т. 1.
С. 214. Далее ссылки на это издание с указанием тома
и страниц в тексте статьи.
9 Булгаков М.А. Собрание сочинений: В 5 т. М., 1992.
Т. 5. С. 174. Далее ссылки на это издание с указанием
тома и страниц в тексте статьи.
10 Гаврюшин Н. Литостротон, или Мастер без Маргариты
// Вопросы литературы. 1991. № 8; Дунаев М.М. Право-
славие и русская литература: В 6 ч. М., 2000. Ч. VI и др.
11 Подробнее см.: Дронова Т.И. Платоновский код романа
Д.С. Мережковского «Юлиан Отступник» // Вестник
Моск. гос. обл. ун-та. Сер. Русская филология. М., 2007.
№ 2.
12 Аверинцев С.С. Плутарх и античная биография // Аве-
ринцев С.С. Образ античности. СПб., 2004. С. 231.