Образец для цитирования:

Лаптева Н. В. Основные вызовы развития системы высшего образования в современной России // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2022. Т. 22, вып. 3. С. 338-343. DOI: https://doi.org/10.18500/1818-9601-2022-22-3-338-343


Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
УДК: 
321.01
Язык публикации: 
русский

Основные вызовы развития системы высшего образования в современной России

В статье рассмотрены основные вызовы развития системы высшего образования в современной России, обусловленные нарастанием конфронтации с США и их западноевропейскими союзниками. Обосновываются целесообразность пересмотра принципов Болонской системы, необходимость переформатирования стратегических целей и задач российской высшей школы, потребность в неизбежности реформирования государственного управления данной сферой для обеспечения приоритета национальных интересов в подготовке современных квалифицированных специалистов для различных сфер общественной жизни Российской Федерации.

Литература
  1. Вилков А. А., Шестов Н. И. Госстандарты третьего поколения : проблема соотнесения компетенций бакалавриата и магистратуры // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия : Социология. Политология. 2012. Т. 12, вып. 3. С. 65–74.
  2. Алдакимова О. В. Научно-методические условия адаптации зарубежного опыта интернационализации высшего образования // Самарский научный вестник. 2020. Т. 9, № 3. С. 245–249. https://doi.org/10.17816/бпу202093301
  3. Лукащук В. И. Трансформация высшего образования в условиях глобализации // Вестник ИМСИТ. 2021. № 1 (85). С. 16–19.
  4. Гусевская Н. Ю. Перспективы интернационализации высшего образования : опыт университетов стран Азии, Европы, Северной Америки // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 3 (12). С. 38–41.
  5. Приходько Л. В., Каменева Е. А. Глобальная конкурентоспособность высшего образования : мировые стратегии и лучшие практики // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2020. Т. 10, № 6. С. 12–18.
  6. Певзнер М. Н., Петряков П. А., Смертин И. В. Интернационализация высшего образования в условиях новых вызовов // Образование : ресурсы развития. Вестник ЛОИРО. 2020. № 4. С. 17–20.
  7. Рябинина А. М. Интернационализация системы высшего образования в эпоху научно-технологической революции // Государственное управление. Электронный вестник. 2020. № 81. С. 297–321. https:// doi.org/10.24411/2070-1381-2020-10090
  8. Сварчевская Т. В., Абу-Абед Ф. Н. Состояние и стратегии развития интернационализации высшего образования в Тверском государственном техническом университете // Вестник Тверского государственного технического университета. Серия : Науки об обществе и гуманитарные науки. 2021. № 1 (24). С. 107–112. https://doi.org/10.46573/2409-1391-2021-1-107-112
  9. Смоляков Д. А. О генезисе интернационализации высшего образования // Образование и наука. 2019. Т. 21, № 8. С. 9–28. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-8-9-28
  10. Смоляков Д. А. Институциональные условия интернационализации высшего образования : массовая высшая школа // Образование и наука. 2021. Т. 23, № 5. С. 11–37. https://doi.org/10.17853/1994-5639- 2021-5-11-37
  11. Ягья Т. С., Ашурова Я. Интернационализация высшего образования // Современное образование : содержание, технологии, качество. 2021. Т. 1. С. 572–574.
  12. Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий : указ Президента РФ от 25.04.2022 № 231. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202204250022 (дата обращения: 27.04.2022).
  13. На открытой встрече Правительства с представителями науки рассказали о мерах поддержки отрасли. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/?ELEMENT_ ID=49715 (дата обращения 10.04.2022).
  14. Тощенко Ж. Т. Высшее образование на перепутье : куда ведут реформы (заметки скептика) // Мониторинг общественного мнения : Экономические и социальные перемены. 2019. № 4. С. 400–417. https://doi.org/10.14515/monitoring.2019.4.21
  15. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  16. Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами. URL: https://rscf.ru/upload/iblock/c65/0rgd1myftqp3qkct0zdl6nbq4pi69 2cd.pdf (дата обращения: 20.04.2022).
  17. Кудрин А. Бесценен каждый. Человеческий капитал прирастает образованием // Поиск. 23.03.2018. URL: https://www.poisknews.ru/magazine/34254/ (дата обращения: 17.02.2020).
  18. Греф призвал к глобальной реформе системы образования. URL: https://cont.ws/@atsinis/82478 (дата обращения: 27.11.2017).
  19. Антюхова Е. А., Касаткин П. И. Пандемическое тестирование устойчивости развивающихся трендов высшего образования // Мировая экономика и международные отношения. 2021. Т. 65, № 2. С. 125–133. https://doi.org/10.20542/0131-2227-2021-65-2-125-133
  20. Артамонова М. В., Радченко С. В. Цифровизация высшего образования как новая социальная реальность // Среднерусский вестник общественных наук. 2020. Т. 15, № 6. С. 30–44. https://doi.org/10.22394/2071-2367-2020-15-6-30-44
  21. Баохун Ли. Влияние эпидемической ситуации на информатизацию высшего образования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2021. № 2 (155). С. 104–109.
  22. Буланова М. Б., Великая Н. М. Цифровизация высшего образования в период пандемии : преимущества и риски // Университетское управление : практика и анализ. 2021. Т. 28, № 4. С. 25–36. https://doi.org/10.15826/итра.2021.04.034
  23. Ивановский Б. Г. Цифровизация высшего образования в Европе и России : преимущества и риски // Социальные новации и социальные науки. 2021. № 1 (3). С. 80–95;
  24. Моторная С. Е. Кризис традиционного образования : высшая школа в условиях цифровой трансформации // Архонт. 2020. № 6 (21). С. 44–53.
  25. Рогов И. И., Белоусова Н. О. Перспективы дистанционного формата высшего образования : опыт 2020–2021 гг. // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2021. № 3. С. 231–236. https://doi.org/10.22394/2079-1690-2021-1-3-231-236
  26. Цыгалов Ю. М. Эффекты и риски дистанционного образования в высшей школе // Управленческое консультирование. 2020. № 10 (142). С. 61–73. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2020-10-61-73
  27. Сабирова З. Э., Сидорова О. В. Проблемы цифрового неравенства в сфере высшего образования // Экономика и управление : научно-практический журнал. 2020. № 6 (156). С. 184–187. https://doi.org/10.34773/ EU.2020.6.39
Краткое содержание (PDF):