Образец для цитирования:

Колобова А. Е. Пандемия коронавируса как фактор трансформационных процессов в городской креативной среде (по результатам социологического исследования) // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2023. Т. 23, вып. 1. С. 61-65. DOI: https://doi.org/10.18500/1818-9601-2023-23-1-61-65


Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
УДК: 
316.422
Язык публикации: 
русский

Пандемия коронавируса как фактор трансформационных процессов в городской креативной среде (по результатам социологического исследования)

В статье раскрывается специфика трансформационных процессов в городской креативной среде современного российского общества в условиях пандемии коронавируса. В качестве эмпирической базы используются результаты социологического исследования (метод экспертного интервью), проведенного в 2021 г. в г. Саратове. Цель данной работы – представить оценку различных экспертов, являющихся респондентами в указанном исследовании, относительно пандемийного фактора изменений в креативном пространстве типичного российского города. Выявлены практически противоположные оценки относительно характера влияния пандемии коронавируса на городскую креативную среду в целом и ее отдельные составляющие. Респонденты указывают как на отрицательные стороны (например, резкое снижение объемов клиентского потока в креативной индустрии города, закрытие отдельных креативных объектов и проектов), так и на положительные стороны (оперативное внедрение современных форматов работы объектов креативной сферы, создание новых креативных проектов) влияния рассматриваемого явления. В целом экспертами признается, что большинство субъектов городского креативного пространства так или иначе адаптировались к новым, беспрецедентным условиям и вызовам внешней среды, а некоторые из них даже получили дополнительные возможности для развития. Творческое пространство российского города в целом продемонстрировало свою устойчивость, гибкость, адаптивность и конструктивную реакцию на вызовы. Но в силу важности креативной среды как фактора повышения качества жизни населения необходима поддержка, прежде всего со стороны государства. Полученные результаты исследования могут быть положены в основу управленческой деятельности по развитию и поддержке городской креативной среды современного российского общества в сложных социально-экономических условиях.

Литература
  1. Волков Ю. Г., Курбатов В. И. Глобальная социология пандемии: отечественные и зарубежные сценарии и тренды после коронавирусного мира // Гуманитарий Юга России. 2020. Т. 9, № 2. С. 17–32. https://doi.org/10.18522/2227-8656.2020.2.1
  2. Концепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года. URL: http://static.government.ru/media/files/HEXNAom6EJunVIxBCjIAtAya8FAVDUfP... (дата обращения: 02.12.2022).
  3. Prince Kennex R. Aldama. Using sociology to make sense of the coronavirus pandemic. URL: https://www. rappler.com/views/imho/255954-opinion-using-sociology-make-sense-coronavirus-pandemic (дата обращения: 02.12.2022).
Краткое содержание (PDF):