Образец для цитирования:
Шестакова А. Г. Политико-философская концепция либерализма как антитезиса христианству // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2015. Т. 15, вып. 1. С. 95-99. DOI: https://doi.org/10.18500/1818-9601-2015-15-1-95-99
Политико-философская концепция либерализма как антитезиса христианству
Видимая победа капиталистического способа производства над социалистическим породила стойкое убеждение, что нет лучшего варианта пути развития общества, нежели основывающегося на либеральной демократии. Поскольку либерализм как идеология является порождением западной ментальности, то именно она, стяжав венок триумфатора, претендует на господство в планетарном масштабе, что на практике означает диктат ценностей, присущих именно западному мировоззрению. Соответственно, с новой силой возобновились дискуссии о правомерности универсализма, существующего в системе координат исключительно западной идеологии, так как этот процесс потянул за собой нарастающий кризис идентичности национальных сообществ, нередко выливающийся в кровавые столкновения. в статье проводится анализ генезиса основополагающих принципов либерализма в сравнении с христианской идейной базой.
1 Симонов Ю. Либерализм и христианство // Новый Мир. 1999. № 2. URL: http://magazines.russ.ru/novyi_ mi/1999/2/simon.html (дата обращения: 15.12.2014).
2 Здесь и далее под определением «западный» имеется в виду условное определение, характеризующее особый социокультурный тип, главной характеристикой которого является ориентация на рационализм. Важно отметить, что этот термин не является географическим, однако в соответствии с его содержанием к нему можно отнести страны, в основе культуры и общественной жизни которых лежит рационалистическая философия с ее основными отличительными свойствами: индивидуализмом в сфере духовно-личностной, либеральной демократией в политической сфере.
3 Парсонс Т. Система современных обществ : пер. с англ. / под ред. М. С. Ковалевой. М. : Аспект Пресс, 1998. С. 21.
4 См.: Липпман У. Общественное мнение / пер. с англ. Т. В. Барчуновой. М. : Ин-т Фонда «Общественное мнение», 2004. С. 109.
5 Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания : пер. с англ. М. : Медиум, 1995. С. 89.
6 Бурдьё П. Практический смысл. СПб. : Алетейя, 2001. С. 43.
7 См.: Тоффлер Э. Третья волна. М. : АСТ, 2004. С. 441.
8 Парсонс Т. Указ. соч. С. 21.
9 Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни : Тотемическая система в Австралии // Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения : антология : пер. с англ., нем., фр. / сост. и общ. ред. А. Н. Красникова. М. : Канон+, 1998. С. 185.
10 Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М. : Искусство, 1984. С. 31.
11 См.: Гофф Ж. ле. С небес на землю (Перемены в системе ценностных ориентаций на христианском Западе XII–XIII вв.) / пер. с фр. С. Н. Голубева // Одиссей. Человек в истории : науч. альманах. М. : Наука, 1991. С. 28.
12 См.: Симонов Ю. Указ. соч.
13 Нисбет Р. Прогресс : история идеи / пер. с англ. под ред. Ю. Кузнецова и Гр. Сапова. М. : ИРИСЭН, 2007. С. 97.
14 Можаровский В. В. Критика догматического мышления и анализ религиозно-ментальных оснований политики. СПб. : ОВИЗО, 2002. С. 165.
15 См.: Универсальные ценности в мировой и внешней политике / под ред. П. А. Цыганкова. М. : Изд-во Моск. ун-та, 2012. С. 31.
16 Allocution Pius IX, gehalten im geheimen Consistorium am 9. Juni 1862 // Der Papst und die Modernen Ideen. Wien : Verlag von Carl Sartori, 1864. P. 44–45.
17 Фома Аквинский. Сумма теологии (отрывки) / пер. с лат. С. С. Аверинцева // Боргаш Ю. Фома Аквинский. М. : Мысль, 1966. С. 143.
18 Вольтер. За и против (Послание к Урании) / пер с фр. C. Я. Шейнман-Топштейн // Вольтер. Философские сочинения. М. : Наука, 1988. С. 717.
19 Grotius H. De Imperio Summarum Potestatum circa Sacra. Paris, 1648. P. 46.
20 Монтескье Ш. Л. О духе законов. М. : Мысль, 1999. С. 9.
21 Макьявелли Н. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия // Макьявелли Н. Сочинения и письма. М. : АСТ, 2004. С. 148.