Образец для цитирования:
Кузнецов И. И. Разделение властей и пространственное развитие России: политический проект С.Б. Переслегина // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2010. Т. 10, вып. 2. С. 87-92. DOI: https://doi.org/10.18500/1818-9601-2010-10-2-87-92
Разделение властей и пространственное развитие России: политический проект С.Б. Переслегина
В статье анализируется проект совершенствования российской модели разделения властей, представленный в работах
С.Б. Переслегина. Выделяются особенности реализации нового подхода к пространственному развитию России через учреждение нескольких столичных городов. Дается авторская оценка релевантности данного подхода к современным политическим и социально-экономическим реалиям России.
1 Переслегин С.Б. – Лауреат премии «Странник-1996» за
книгу критики «Око тайфуна: Последнее десятилетие
советской фантастики». Участник Ленинградского
семинара Бориса Стругацкого. Составитель, редактор,
автор комментариев книг серии «Военно-историческая
библиотека». Автор предисловий и послесловий к
книжной серии «Миры братьев Стругацких». Руково-
дитель исследовательских групп «Конструирование
Будущего» (с 2000 г.), «Санкт-Петербургская Школа
Сценирования» (с 2003 г.), «Знаниевый реактор» (с
2007 г.).
2 См.: Переслегин С.Б. Самоучитель игры на миро-
вой шахматной доске. М.: АСТ, 2005; Он же. Мифы
Чернобыля. М.: Яуза; Эксмо, 2006; Он же. «Nation
State»: кризис управления // Эволюция государства:
Рос. эксперт. Обозрение. 2006. № 5(19); Он же. Со-
циопиктографический анализ. 1900–2050 гг. М.: Corvus,
2009; Он же. Новые карты будущего, или Анти-Рэнд.
М.: АСТ; Terra Fantastica, 2009; Он же. Новая история
Второй мировой. М.: ЭКСМО, Яуза. 2009.
3 Неслучайно под обсуждение и выполнение «Страте-
гии–2020» и «Плана Путина» были отведены значитель-
ные административные и организационные ресурсы
партии «Единая Россия». См.: Жить по-человечески.
Владимир Путин поставил задачи до 2020 года // Рос-
сийская газета – Неделя. 2008. № 4589. 14 февр. Кроме
того, наряду с проведением соответствующих заседа-
ний Госсовета, партийными съездами и мероприятиями
в регионах по поддержке этих квазиидеологических
проектов, был дан импульс для привлечения к этому
и российских традиционных вероисповедных органи-
заций. См. напр.: Новоселова Е. Заповеди модерниза-
ции. Церковь и партии разрабатывают нравственно-
этическую часть «Стратегии–2020» [Электронный
ресурс]. URL: rg.ru (дата обращения: 14.07.2009).
4 Переслегин С.Б. Самоучитель игры на мировой шах-
матной доске. С. 424.
5 Там же. С. 425.
6 Там же.
7 Там же. С. 438.
8 Формула push-pull в данном контексте используется
как «тяни-толкай». См.: Переслегин С.Б. Самоучитель
игры на мировой шахматной доске. С.440.
9 Там же. С. 443.
10 Там же.
11 См.: Ссыльные мира сего // Коммерсантъ–Власть. 2006.
№ 51(705). 25 дек. 2006; Пушкарская А. В Петербург со
своим интерьером. Конституционный суд присмотрелся
к новому месту.// Коммерсантъ. 2008. № 65(3882). 17
апр..2008; Чернега Ю. Конституционный суд теряет ка-
дры при переезде. В Петербурге их заменят юристы пи-
терской школы // Коммерсантъ. 2008. № 56(3873). 04
апр. 2008; Романов И. Фемида не торопится в ссылку.
Сотрудники Конституционного Суда откладывают
переселение в Санкт-Петербург до последнего момента
// Независимая газета. 2008. 15 мая.
12 См.: Переслегин С.Б. Самоучитель игры на мировой
шахматной доске. С. 445–446.
13 Несмотря на финансовый кризис, российские власти
определили для себя подготовку к саммиту стран
АТЭС как приоритет и сохраняют финансирование
проекта, в том числе путем принятия специального
закона прямого действия. См.: Дробышева И. Дмитрий
Медведев подписал закон о подготовке к саммиту АТЭС
во Владивостоке в 2012 году // Рос. газ. 2009. 12 мая;
Скобелев П. С видом на Тихий океан // Рос. газ. 2010.
Федеральный выпуск № 5115 (36).19 февр.
14 Здесь речь идет о возможности в ходе одного тура,
одного путешествия по маршруту Сахалин – Токио –
Пхеньян – Пекин увидеть весь спектр современных по-
литических систем. См.: Переслегин С.Б. Самоучитель
игры на мировой шахматной доске. С. 456.
15 Там же. С. 560.
16 Там же. С. 582.
17 Содержанием деятельности стратегической адми-
нистрации является «стратегический менеджмент
мирного времени, подразумевающий … управление
глобальными инновационными проектами … связь
Федеральной инновационной системы с законода-
тельной, исполнительной, судебной, финансовой и
индустриальной властями России». Цит. по: Переслегин
С.Б. Самоучитель игры на мировой шахматной доске.
С. 582.
18 Согласно п. 1 Положения об Администрации Президен-
та Российской Федерации Администрация Президента
РФ является государственным органом, обеспечи-
вающим деятельность Президента России. Коллизия,
связанная со статусом Администрации Президента РФ,
послужила поводом для запроса Государственной Думы
РФ в Конституционный Суд РФ в 1997 г. Заявитель,
отождествив государственный орган и орган государ-
ственной власти, посчитал на основании того, что Кон-
ституция РФ не относит Администрацию Президента
РФ к органам государственной власти, что она является
не госорганом, а службой. В связи с тем, что к началу
рассмотрения дела большинство оспариваемых норм
утратило силу или было фактически отменено (норма
о статусе Администрации Президента РФ осталась
неизменной), производство по делу было прекращено.
Конституционный Суд РФ не дал юридическую оценку
статусу Администрации Президента РФ. Позиция судьи
Конституционного Суда РФ В.О. Лучина соответствует
мнению представителей Госдумы РФ, определившему
Администрацию Президента РФ службой, вспомога-
тельным органом Президента РФ. См.: Лучин В.О.,
Данилов И.С. Государственный совет Российской Фе-
дерации: проблемы становления.// Право и политика.
2001. № 4.
19 См.: Переслегин С.Б. Самоучитель игры на мировой
шахматной доске. С. 583–584.
20 Там же. С. 584.
21 Б. Родоман указывал, что федеральные округа являются
готовыми сферами влияния иностранных государств и
удобными рамками для раздела России, а большинство
округов способны существовать как самостоятельные
государства. См.: Родоман Б. Сколько субъектов нужно
федерации? // Отечественные записки. 2004. № 2 (17).
22 См. например: Федеральный закон № 379-ФЗ «Об
организации и о проведении XXII Олимпийских зим-них игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в
городе Сочи, развитии города Сочи как горноклима-
тического курорта и внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации (с из-
менениями на 27 декабря 2009 г.)» // Рос. газ. № 255.
31 дек.; Федеральный закон № 93-ФЗ «Об организации
проведения встречи глав государств и правительств
стран-участников форума «Азиатско-Тихоокеанское
экономическое сотрудничество» в 2012 г., о развитии
города Владивостока как центра международного со-
трудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и
о внесении изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации». // Рос. газ. 2009. № 87.
15 мая.