Образец для цитирования:

Каминченко Д. И., Шмелева О. Ю. Социальные медиа как инструмент формирования политической картины мира современной молодежи (на материалах Нижегородского региона) // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2020. Т. 20, вып. 2. С. 212-218. DOI: https://doi.org/10.18500/1818-9601-2020-20-2-212-218


Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
УДК: 
32:316.6
Язык публикации: 
русский

Социальные медиа как инструмент формирования политической картины мира современной молодежи (на материалах Нижегородского региона)

В статье на материале прикладного исследования, проведенного среди студентов г. Н. Новгорода, изучаются система политических ценностей и представлений молодежи, складывающихся в коммуникативном пространстве социальных медиа, роль сетевого пространства в формировании ценностной картины мира молодежи с учетом логики развития и функционирования виртуального пространства, его особенностей, принципов. Анализируется специфика воздействия социальных медиа на политическое сознание (восприятие) молодежи, методологическим основанием иследования которых стали теории социальных сетей, «двухступенчатого потока информации» П. Лазарсфельда. Изучаются ресурсный потенциал социальных медиа как инструмента формирования ценностных оснований политики, риски, обусловленные спецификой даннного механизма (клиповость, фрагментированность, мозаичность, амбивалентность).

Литература

1. Митягина Е. В., Долгополова Н. С. «Клиповое сознание» молодежи в современном информационном обществе // Вестн. НГГУ. Сер. Социальные науки. 2009. № 3 (15). С. 53–59.
2. Пудалов А. Д. Клиповое мышление – современный подход к познанию // Современные технологии и научно-технический прогресс. 2011. Т. 1, № 1. С. 36.
3. Симакова С. И. Клиповизация мышления у молодежи как следствие развития визуальных коммуникаций в СМИ // Знак : проблемное поле медиаобразования. 2017. № 2 (24). С. 112. С. 112.  
4. Исаева А. Н., Малахова С. А. «Клиповое мышление» : психологические дефициты и альтернативы (пространственный фокус) // Мир психологии. 2015. № 4. С. 107–118. С. 177. С. 177–191. С. 178.
5. Докука С. В. Клиповое мышление как феномен информационного общества // Общественные науки и современность. 2013. № 2. С. 171.
6. Кошель В. А., Сегал А. П. «Клиповое мышление» как форма обыденного сознания // Международный академический вестник. 2015. № 4 (10). С. 19 ;
7. Слаутина М. В., Сусарина В. И. Феномен клипового сознания в научной и языковой интерпретации // Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности. 2017. № 15. С. 149–150.
8. Кристакис Н., Фаулер Дж. Связанные одной сетью : Как на нас влияют люди, которых мыникогда не видели. М. : Юнайтед Пресс, 2011. С. 23.
9. Викторова З. С. Сетевой подход как методология исследования процесса принятия государственных решений : автореф. дис. … канд. полит. наук. М., 2009. С. 16.
10. Сморгунов Л. В. Сетевой подход к политике и управлению // Полис. 2001. № 3. С. 107–108.
11. Каминченко Д. И. «Новые» СМИ как агент распространения определенных политических ценностей // Социосфера. 2013. № 4, ч. 1. С. 193.
12 Изместьева Н. Н. Клиповое сознание и образовательные технологии : к постановке проблемы // Вестн. ИжГТУ им. М. Т. Калашникова. 2016. Т. 19, № 1. С. 88.
13. Володенков С. В., Кузнецов И. И., Евгеньева Т. В., Зверев А. Л., Грачев М. Н., Штукина Т. А., Седых Н. С., Бобровская Е. В., Щегловитов А. Е., Писарчук Д. И., Федоров А. П. Информационно-технологическое проектирование политических ценностей в российском сегменте интернет-пространства : материалы круглого стола // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12 : Политические науки. 2014. № 5. С. 125.
14. Ячменева М. В. Влияние социальных медиа на формирование семейных и гражданских ценностей молодежи в современной России : опыт социологического исследования // Управление устойчивым развитием. 2019. № 3 (22). С. 84, 87.
15. Емченко Е. П. Иллюзорность социльных медиа в контексте ценностей повседневности // Научные ведомости БелГУ. Сер. Философия Социология. Право. 2016. № 3 (224), вып. 35. С. 97.
16. Мартьянов Д. С. Социологическое исследование политического сознания интернет-пользователей // Вестн. ЛГУ им. А. С. Пушкина. 2013. Т. 2, № 1. С. 196.
17. Бродовская Е. В., Домбровская А. Ю., Пырма Р. В., Азаров А. А., Синяков А. В. «Цифровая гражданственность» в оценках российской молодежи // ПОЛИТЭКС. 2019. Т. 15. № 3. С. 338. DOI: https://doi.org/10.21638/11701/spbu23.2019.301.
18. Гиренок Ф. И. Клиповое сознание. М. : Проспект, 2016 ; Романов Н. А. Клиповая культура в современном медиапространстве // Человек. Культура. Образование. 2017. № 3 (25). С. 105.
19. Старицына О. А. Клиповое мышление как условие успешности информационных войн // Азимут научных исследований : экономика и управление. 2018. Т. 7, № 1 (22). С. 335.
20. Цветкова И. В. Поколенческие различия в динамике патриотических ценностей (на примере г. Тольятти) // Социс. 2014. № 3. С. 48.
21. Инглхарт Р., Вельцель К. Модернизация, культурные изменения и демократия : Последовательность человеческого развития. М. : Новое издательство, 2011. С. 12–13.

Краткое содержание (PDF): 
Текст в формате PDF: