Образец для цитирования:

Елютина М. Э., Неруш А. А. Структурные основания взаимодействий в онлайн-играх // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2021. Т. 21, вып. 3. С. 289-294. DOI: https://doi.org/10.18500/1818-9601-2021-21-3-289-294


Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
УДК: 
316.77
Язык публикации: 
русский

Структурные основания взаимодействий в онлайн-играх

В статье рассматриваются структурные основания взаимодействий геймеров в онлайн играх на примере молодежного сегмента российской аудитории компьютерных игр. Анализ основных элементов внутриигровых механик, структурирующих коммуникативные взаимодействия геймеров в онлайн-играх, осуществляется с опорой на акторно-сетевую теорию Б. Латура, что позволяет рассматривать игру как актора социотехнических взаимодействий. По результатам авторского исследования, проведенного в 2019 – 2020 гг. посредством онлайн-анкетирования, выделены механизмы долгосрочного и краткосрочного объединения игроков в онлайн играх, охарактеризованы структурные основания их взаимодействия: доминирующие и второстепенные мотивы группообразования в видеоиграх, факторы пролонгирования контактов между игроками. Установлено, что геймеры предпочтение отдают краткосрочным игровым коллективам со свободным выходом. Долгосрочная игровая группа рекрутируется из знакомых между собой людей, с которыми поддерживаются контакты в повседневной жизни, при этом игру воспринимают как одну из форм совместного досуга. Показано, что онлайн-игра создает поле для активного конструирования новых социальных связей между членами игрового сообщества. Обозначен потенциал возможностей включения игровых механик и «нечеловеческих» акторов в новые формы геймификации образования.

Литература
  1. Newzoo : платящая игровая аудитория в России – 28,2 млн человек // App2Top.ru : [сайт]. URL: https://app2top.ru/industry/newzoo-platyashhaya-igrovayaauditoriya-v-ros... (дата обращения: 09.03.2020).
  2. Итоги кинопроката в 2019 году// Фонд кино : [сайт]. URL: http://www.fond-kino.ru/news/itogi-kinoprokata-v2019-godu/ (дата обращения: 09.03.2020).
  3. The Global Games Market Will Generate $152.1 Billionin 2019 asthe U.S. Overtakes China as the Biggest Market // Newzoo: [сайт]. URL: https://newzoo.com/insights/articles/the-global-games-market-will-genera... (дата обращения: 09.03.2020).
  4. Гриффитс М. Проблемная онлайн-игра : разногласия, дебаты и споры // Медицинская психология в России. 2015. № 4 (33). С.1–12.
  5. Литвинова А. В. Социокультурные детерминанты ориентации подростков на субкультуры [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2014. Т.6, № 1. С. 37–46. URL: http://psyedu.ru/journal/2014/1/Litvinova.phtml (дата обращения: 04.12.2017).
  6. Кириченко В. В. Игровой сленг русскоязычного сообщества (на материале лексики видеоигры «eveonline») // Высшая школа. 2015. № 5. С. 51–53.
  7. Вдовиченко С. С. Фреймовый анализ речевых актов в англоязычном дискурсе видеоигр (на материале видеоигры dota 2) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 8 (50) : в 3 ч. Ч. 2. С. 27–31.
  8. Опрос молодежи : досуговые и интернет-практики // ФОМ : [сайт]. URL: https://fom.ru/Obrazяzhizni/13103 (дата обращения: 10.11.2017).
  9. На игре : социальные эффекты компьютерной игромании // ВЦИОМ : [сайт]. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9889 (дата обращения: 16.07.2020).
  10. Салливан Г. С. Интерперсональная теория в психиатрии. М. : КСП+ ; СПб. : Ювента, 1999.
  11. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб. : Наука, 2006. С. 250.
  12. Шанин Т. Методология двойной рефлексивности в исследованиях современной российской деревни // Социологический журнал. 1998. № 3–4. С. 101–116.
  13. Латур Б. Пересборка социального : введение в акторно-сетевую теорию / пер. с англ. И. Полонской. М. : НИУВШЭ, 2014. С. 112.
  14. Решетников О. В. Поколение Z и недалёкое будущее рынка труда // Школьные технологии. 2014. № 1. С. 58–71.
  15. Анализ цифровых образовательных ресурсов и сервисов для организации учебного процесса школ / И. А. Карлов, Н. М. Киясов, В. О. Ковалев [и др.]. М. : НИУВШЭ, 2020. (Современная аналитика образования. № 10 (40)).
Текст в формате PDF: