Образец для цитирования:

Вилков А. А., Зевако Ю. В. Технологии формирования политической идентичности в современной России // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2012. Т. 12, вып. 4. С. 62-71. DOI: https://doi.org/10.18500/1818-9601-2012-12-4-62-71


Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Язык публикации: 
русский

Технологии формирования политической идентичности в современной России

В данной статье авторы проводят комплексный анализ используемых властью технологий
общегражданской российской идентичности в условиях переходного периода с учетом его
преемственности и противоречивости. С точки зрения эффективности рассматриваются инструменты социализации, образования, религии и политики символов в процессе формирования единой политической идентичности россиян.

Литература

1 Авторскую трактовку технологий формирования по-
литической идентичности см.: Зевако Ю. В. Государ-
ственное строительство и политизация этничности
в России // Изв. Сарат. ун‑та. Нов. сер. 2011. Т. 11.
Сер. Социология. Политология, вып. 2. С. 102–105 ;
Он же. Технологии конструирования политической
идентичности в полиэтнической среде Российской
империи // Изв. Сарат. ун‑та. Нов. сер. 2012. Т. 12. Сер.
Социология. Политология, вып. 1. С. 116–120.
2 См.: Зевако Ю. В. Ресурс «советскости» в контексте
формирования политической идентичности в государ-
ствах постсоветского пространства // Политические
проблемы современного общества : сб. науч. ст. Сара-
тов, 2012. Вып. 17. С. 58–77.
3 См.: Кустарев А. Реорганизация советского простран-
ства // Неприкосновенный запас. 2011. № 6(80). URL:
http://magazines.russ.ru/nz/2011/6/k1-pr.html (дата об-
ращения : 25.06.2012).
4 Зверева Г. Как «нас» теперь называть? Формулы кол-
лективной самоидентификации в современной Рос-
сии // Вестн. общественного мнения. 2009. № 1 (99).
С. 72.
5 Гудков Л. Время и история в сознании россиян (часть II)
// Вестн. общественного мнения. 2010. № 2(104).
С. 13–14.
6 См.: Качанов Ю. Л. Опыты о поле политики. М., 1994.
С. 115–116.
7 См.: Колочарова Е. Политическая идентичность в со-
циологическом измерении // Вестн. общественного
мнения. 2010. № 1. С. 49–50.
8 Даровских О. В. Феномен этнического самосознания
молодёжи // Этнопсихологические проблемы вче-
ра и сегодня : хрестоматия / сост. К. В. Сельченок.
Минск, 2004. С. 23.
9 Там же. С. 452–453.
10 См.: Руткаускайте М. В. Формирование политической
идентичности молодежи посредством направленной
политической социализации // Вестн. Перм. гос. ун‑та.
Сер. Политология. 2011. № 3(15). С. 19–28.
11 Там же. С. 19–20.
12 См.: Гудков Л. Негативная идентичность. Статьи
1997–2002 годов. М., 2004.
13 Люббе Г. Историческая идентичность // Вопр. фило-
софии. 1994. № 4. С. 113.
14 См.: Левинтова Е. М., Баттерфилд Дж. Как формиру-
ется история и отношение к ней : школьные учебники
о новейшей Отечественной истории // Вестн. обще-
ственного мнения. 2009. № 3 (101). С. 104–105.
15 См.: Зверева Г. Как «нас» теперь называть?... С. 72–85.
16 Гудков Л. Время и история в сознании россиян
(часть I) // Вестн. общественного мнения. 2009.
№ 3 (101). С. 90.
17 «Социальное время – порядок, последовательность со-
циальных действий индивида, ожидаемая или предпо-
лагаемая частота повторения взаимодействий индивида с
другими акторами, чья принадлежность к определенным
социальным группам или к социальным институтам
оказывается значимой для самой этой последователь-
ности действий», то есть время реальности, время по-
вседневных действий и обыденности (Гудков Л. Время
и история в сознании россиян (часть I). С. 84).
18 Там же. С. 90–91.
19 Горин Д. Г. По ту сторону «принципа истории» : об
одной особенности исторического самосознания // Не-
прикосновенный запас. 2009. № 6(68). URL: http://
magazine/russ.ru/nz/2009/6/go13/html (дата обращения:
17.10.2012).
20 Зверева Г. Конструирование культурной памяти : «наше
прошлое» в учебниках российской истории // Новое
лит. обозрение. 2005. № 74. URL: http://magazine/russ.
ru/nlo/2005/74/vz6/html (дата обращения: 25.05.2012).
21 Там же.
22 Там же.
23 Там же.
24 Там же.
25 См.: Левинтова Е. М., Баттерфилд Дж. Указ соч.
С. 103–115.

26 Левинтова Е. М., Баттерфилд Дж. Указ соч. С. 106.
27 Там же. С. 113–114.
28 Там же. C. 115.
29 Горин Д. Г. Указ. соч.
30 Там же.
31 Гудков Л. Время и история в сознании россиян (часть I).
С. 99
32 Калнин И., Келли К. Советская память / память о со-
ветском // Неприкосновенный запас. 2009. № 2 (64).
URL: http://magazines.russ.ru/nz/2009/2/pa1-pr.html (дата
обращения: 25.05.2012).
33 См. журнал «Неприкосновенный запас» № 2 (52) за
2007 г. под общей темой «Длинные 1970‑е : советское
общество в 1968–1982 годы» и № 2(64) за 2009 г. под
общей темой «Советское прошлое : между политикой
памяти и реальной политикой».
34 Гудков Л. Время и история в сознании россиян
(часть II). С. 61.
35 См.: Зверева Г. Как «нас» теперь называть?... С. 75–81.
36 Там же. С. 84–85.
37 Там же. С. 72.
38 Каргина И. Г. Новые религиозности : социологические
рефлексии // Вестн. МГИМО(У). 2012. № 2. С. 190.
39 Зоркая Н. Православие в безрелигиозном обще-
стве // Вестн. общественного мнения. 2009. № 2 (100).
С. 65.
40 Там же. С. 68.
41 Там же.
42 Там же. С. 69.
43 Там же. С. 69–79.
44 См.: Каргина И. Г. Указ. соч. С. 190.
45 Цит. по: Там же.
46 Н. Зоркая отмечает, что «большинство опрошенных в
2008 г. (63%) хотели бы жить в стране, где отношение
к религии является «личным делом каждого и религия
не оказывает влияния на политику», а не в государстве,
в котором «религия играет важную роль в политике»
(Зоркая Н. Указ. соч. С. 81).
47 Кравченко Е. И. Теория социального действия : от
Макса Вебера к феноменологам // Социол. журнал.
2001. № 3. С. 121.
48 См.: Костина А. В., Гудима Т. М. Культурная политика
современной России : Соотношение этнического и на-
ционального. М., 2010. С. 95–105.

Краткое содержание (PDF): 
Текст в формате PDF: