Образец для цитирования:

Елина Е. Г., Аникин В. М. Целевое обучение: социальные риски и их преодоление // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2018. Т. 18, вып. 4. С. 373-377. DOI: https://doi.org/10.18500/1818-9601-2018-18-4-373-377


Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
УДК: 
378.4+316.485.6
Язык публикации: 
русский

Целевое обучение: социальные риски и их преодоление

В статье рассматриваются составляющие института целевой подготовки специалистов для приоритетных производственных и социальных сфер России с позиции государственного регулирования и анализа возможных рисков, которые могут возникнуть при «движении» студента, принятого в вуз по целевому набору, к конечной стадии процесса целевого обучения и гарантированному трудоустройству. Обсуждаются необходимые организационные, правовые, материальные, кадровые и иные условия, позволяющие минимизировать «угрозы», препятствующие осуществлению главной задачи целевого обучения – подготовка и обязательное трудоустройство квалифицированного специалиста. Обозначены основные исторические периоды в развитии целевого образования в России. Рассмотрены актуальные законодательные инициативы в области целевого обучения, вводящие контроль и регулирование процесса целевой подготовки специалистов на всех стадиях – при определении приоритетных направлений подготовки и контрольных цифр приема, при выборе вуза, при обеспечении взаимной ответственности (в том числе материальной) сторон, заключающих договор о целевом обучении с гарантированным трудоустройством. Отмечается необходимость гарантии условий труда и быта, уровня заработной платы, способствующих закреплению молодых специалистов на местах работы.

Литература

1. Пресс-служба Министерства образования и науки Российской Федерации. URL : https://минобрнауки.рф/новости/12300 (дата обращения: 02.08.2018).

2. См.: О решениях по итогам совещания о повышении эффективности целевого обучения и целевого приёма. URL: http://government.ru/orders/selection/401/24962/ (дата обращения: 02.08.2018).

3. См.: О внесении в Госдуму законопроекта о совершенствовании механизмов целевого обучения. URL: http://government.ru/activities/selection/301/30821/ (дата обращения: 02.08.2018).

4. См.: О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в части совершенствования целевого обучения : законопроект 352780-7. URL: http://sozd.parlament.gov.ru/bill/352780-7 (дата обращения: 02.08.2018).

5. См.: Данные ВЦИОМ. URL: https://eadaily.com/ru/news/2018/07/02/bolshinstvo-grazhdan-rossii-ne-ho... (дата обращения: 02.08.2018). Е. Г. Елина, В. М. Аникин. Целевое обучение: социальные риски и их преодоление.

6. Голодец О. 1,5 млн россиян-спецов уехали за рубеж. URL: https://www.vestifinance.ru/articles/79808 (дата обращения: 02.08.2018).

7. См.: Путило Н. В. Целевой прием в вузы : история, вопросы и новые перспективы // Ежегодник российского образовательного законодательства. 2016. Т. 11. С. 30–50.

8. См.: Правила целевого приёма в вузы ужесточат. URL: http://4ege.ru/novosti-vuzov/54438-pravila-celevogopriema-v-vuzy-uzhesto... (дата обращения: 05.07.2018).

9. См.: Атаманчук Г. В. Теория государственного управления : учебник. М. : Омега Л, 2010. С. 103–104.

10. См. : Аникин В. М. Базовые кафедры : «связь университетов с жизнью» // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Физика. 2017. Т. 17, вып. 4. С. 281–290. DOI: https://doi.org/10.18500/1817-3020-2017-17-4-281-290

11. См.: Заместитель Председателя Правительства России Т. А. Голикова выступила на заседании совета Российского союза ректоров. 18 июля 2018 г. URL: http://government.ru/news/33300/ (дата обращения: 02.08.2018).

Краткое содержание (PDF): 
Текст в формате PDF: