Образец для цитирования:
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРВЫХ ЦЕРКОВНЫХ И ВОСКРЕСНЫХ ШКОЛ В РОССИИ: ИСТОРИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОБЗОР
Статья содержит историко-социологический обзор институциональных особенностей первых церковных и воскресных школ в России, осуществляемый с опорой на труды С. И. Ми- ропольского, Н. А. Лавровского, Я. В. Абрамова. Описываются исторические и социальные условия возникновения церковных и воскресных школ в России. Рассматриваются цели и сфера деятельности первых церковных и воскресных школ, основные принципы, образовательные идеалы и социальные нормы, присущие данным образовательным учреждениям, система социальных статусов и социальных ролей, представ- ленных в структуре церковных и воскресных школ, особенности внутриинституционального и внеинституционального взаимодействия субъектов церковного и воскресного обра- зования, факторы, препятствующие развитию церковного и воскресного образования на этапе их возникновения. Представлена роль государства, Церкви и общественности в рас- пространении церковных и воскресных школ в российском обществе.
1 Миропольский С. И. Очерк истории церковно-приход- ской школы от первого ее возникновения на Руси до настоящего времени. СПб. : Тип. Глазунова, 1910. С. 4.
2 См.: Арчебасова Н. А. Начальное народное образование в Царицынском уезде Саратовской губернии в 1861–1914 гг. : дис. … канд. ист. наук. Волгоград, 2000. С. 76.
3 Лавровский Н. А. О древнерусских училищах. Разсуж- дение, представленное в историко-филологический факультет императорского Харьковского университета Николаем Лавровским для получения степени доктора славяно-русской филологии. Харьков. Печатано в университетской типографии, 1854. С. 5.
4 Миропольский С. И. Указ. соч. С. 19.
5 Там же. С. 18.
6 Там же. С. 56.
7 См.: Агеева А. В. Церковно-приходские воскресные школы : история возникновения и тенденции разви- тия // Вестн. ПСТГУ. Сер. 4. Педагогика. Психология. 2000. Вып. 3 (18). С. 58–66.
8 См.: Никитская Е. А. Воскресная школа как феномен педагогической действительности. История и совре- менность // Вестн. ПСТГУ. Сер. 4. Педагогика. Психо- логия. 2008. Вып. 2 (9). С. 121–132.
9 См.: Абрамов Я. В. Наши воскресные школы. Их про- шлое и настоящее. СПб., 1900. С. 10.
10 См.: Крутицкая Е. В. Церковно-приходские школы России в конце XIX – начале XX вв. : дис. … канд. ист. наук. М., 2003. С. 55.
11 Начальное и среднее образование в Санкт-Петербурге. XIX – начало XX. Сборник документов. СПб., 2000. Док. № 74. С. 173.
12 См.: Абрамов Я. В. Указ. соч. С. 10.
13 Там же. С. 28–29.
14 Там же. С. 33.