Образец для цитирования:

Сиюхова А. М., Куева Э. М. Интерпретация теории «идеальных типов» М. Вебера применительно к эмпирическому социологическому исследованию // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2021. Т. 21, вып. 3. С. 248-253. DOI: https://doi.org/10.18500/1818-9601-2021-21-3-248-253


Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
УДК: 
316.33
Язык публикации: 
русский

Интерпретация теории «идеальных типов» М. Вебера применительно к эмпирическому социологическому исследованию

В статье анализируются проблемы интерпретации теории «идеальных типов» Макса Вебера в отношении эмпирических социологических исследований. Отмечается, что теория «идеальных типов» является эффективной для исследования системных качеств универсальных социокультурных институтов, локальных социальных групп и индивидуумов. Проводится дифференциация понятия «идеальный» в обыденном сознании и в научно-социологическом дискурсе, когда «идеальный» понимается как относящийся к сфере сознания независимо от причисления отраженного в сознании явления к положительным или отрицательным по отношению к личности и социуму. Рассматриваются примеры возможного применения теории М. Вебера для анализа современных социальных сфер здравоохранения и образования. Показано, что в условиях индустриального и постиндустриального общества одним из важных статусов в социальной структуре становится профессия, а типизирующим фактором профессионального сообщества является профессиональная культура. Научное оперирование категорией «идеального типа» в рамках эмпирического социологического исследования, касающееся определения уровня профессиональной культуры того или иного профессионального сообщества или личности, наиболее эффективно может реализовываться через метод моделирования, когда сущностные качества сследуемого объекта структурируются посредством выстраивания графической модели.

Литература
  1. Кошелев А. А. Идентификация социальной реальности в концепциях М. Вебера // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия : Социология. Политология. 2008. Т. 8, вып. 2. С. 9–11.
  2. Манахова И. А. Макс Вебер об университете, науке, образовании в контексте теории «идеальных типов» // Вестник Ульяновского государственного технического университета. 2004. № 1 (25). С. 39–41.
  3. Ицкович Г. С. Теория «идеальных типов» М. Вебера и проблема «нарративных субстанций» в философии Ф. Анкерсмита // Вестник Тверского государственного университета. Серия : Философия. 2020. № 2 (52). С. 266–272.
  4. Свириденко И. Н. Моделирование как метод социально-гуманитарных наук на примере теории идеальных типов М. Вебера // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. 2008. № 1 (51). С. 10–15.
  5. Аухадеева Л. А. Коммуникативная культура как компонент общей и профессионально-педагогической культуры учителя // Вестник Казанского государственного педагогического университета. 2006. № 1 (5). С. 100.
  6. Улунова А. Е. Культура профессионального общения государственных служащих как культура профессиональной группы и культура личности // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2013. № 1 (25). С. 231–238.
  7. Куева Э. М. Социокультурная идентичность работников службы спасения в современных условиях региона // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2019. № 2 (41). С. 129–143. https://doi.org/10.24411/2078-1024-2019-12014
  8. Свириденко И. Н. Указ. соч. С. 13.
Текст в формате PDF: