Образец для цитирования:
Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Рубрика:
Парламентское расследование: политико-правовой механизм взаимодействия ветвей государственной власти в России
Статья посвящена анализу современных механизмов обеспечения заложенной в российской Конституции системы сдержек и противовесов. Автор обращается к новому для российской политики институту - парламентскому расследованию. На основании анализа Федерального закона «О парламентском расследовании Федерального Собрания РФ», а также рассмотрения практики некоторых зарубежных стран делаются выводы о тенденциях развития этих механизмов парламентского контроля.
Ключевые слова:
Литература
- В России данную функцию выполняет Счетная палата РФ, которая согласно ст. 103 «г» Конституции РФ формируется Государственной Думой РФ, назначающей председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов.
- В настоящее время все большее значение приобретает парламентское измерение деятельности ООН. В 1996 г. состоялось подписание «Соглашения о сотрудничестве между ООН и Межпарламентским союзом (МПС)». В соответствии с ним Генеральный секретарь ООН ежегодно представляет Генеральной Ассамблее доклад о различных аспектах сотрудничества между ООН и МПС и в повестку каждой сессии Генеральной Ассамблеи включается пункт, озаглавленный «Сотрудничество между ООН и МПС». В указанных докладах освещаются основные направления - ООН и МПС. В частности, в п. 5. доклада А/55/996 в качестве одной из функций по укреплению сотрудничества между ООН и МПС обозначено оказание поддержки парламентам в целях наращивания их возможностей по выполнению на национальном уровне законодательных и контрольных функций в отношении вопросов, относящихся к международному сотрудничеству (см.: Саидов А.Х. Национальные парламенты мира: Энцикл. справочник. М., 2005. С. 8-9.
- Конституционное (государственное) право зарубежных стран / Под ред. Б.В. Страшуна. М., 2000. С. 534.
- Там же.
- Жакке Ж.-П. Конституционно право и политические институты. М., 2002. С. 143-144.
- См.: Паклин Н. В Европе взятки гладки // Российская газ. 1999. 16 дек.; Розыбакиев Р. Господин Коль под следствием // Деловая неделя. 2000. 20 янв.; Зыгарь М. Е1ГАцикате заправляла Г. Коля // Коммерсантъ. 2001. 8 авг.
- Детальное описание процедуры расследования содержится в решении Европейского парламента, Совета и Комиссии от 19 апреля 1995 г., принятом в развитие ст. 193 указанного Договора (приложение № 4). (см.: Аналитическая записка к проекту Федерального закона № 217901-4 «О парламентском расследовании». М., 2005).
- Введение в право Европейского Союза. Учеб, пособие / Под ред. С.Ю. Кашкина. М., 2005. С. 196.
- Закон «О парламентском расследовании Федерального собрания Российской Федерации» вступил в силу 27 декабря 2005 г. (см.: СЗ РФ. М., 2006. № 1. Ст. 7).
- Часть 3 ст. 101 Основного закона России гласит: «Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания».
- Сурков К. Парламентские расследования /7 Финансовый контроль. М., 2005. № 8(45).
- Парламентское право России / Под общ. ред. О.Н. Будакова. М., 2006. С. 157.
Зрелое А.П., Краснов М.В. О введении института парламентского расследования в РФ // Право и политика. 2003. № 10. С. 39—43.
Журнал:
Краткое содержание (PDF):
Текст в формате PDF: