Образец для цитирования:

Сайганова Е. В. Специфика электорального поведения молодежи в структуре // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2014. Т. 14, вып. 2. С. 44-48. DOI: https://doi.org/10.18500/1818-9601-2014-14-2-44-48


Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Язык публикации: 
русский

Специфика электорального поведения молодежи в структуре

Современный этап экономического и со-
циального развития влечет за собой многопла-
новые изменения ценностных ориентиров всех
социальных групп общества, и в частности мо-
лодежи. Молодежь как особая социально-демо-
графическая группа в возрасте от 14 до 30 лет1,
проходящая стадию социализации, составляет
примерно пятую часть населения страны. Это
поколение, которое обеспечивает сохранение це-
лостности нашего общества, принимая активное
участие в его преобразовании на основе своего
инновационного потенциала.
Реализация в общественной жизни молодежи
непосредственно зависит от целенаправленной
политики государства по обеспечению эффектив-
ной деятельности всех ее институтов на данномэтапе. Дезинтеграция старой системы традици-
онных институтов общества (семьи, государства,
системы образования, культуры и др.) привела к
трансформации у молодого поколения социально
значимых ценностей и норм поведения в обще-
стве и проявилась в ряде негативных показателей,
таких как: нигилизм, абсентеизм, ухудшение фи-
зического и нравственного здоровья молодежи,
расширение границ девиантного поведения и др.
Вместе с тем среди способов интеграции и реа-
лизации энергии и потенциала, объективно при-
сущим молодым людям, увеличилось значение
таких институтов социализации, как обществен-
ные объединения и молодежные учреждения, яв-
ляющиеся непременным элементом гражданского
общества. Активность молодежи, проявление и
формирование ее гражданской и жизненной пози-
ции, желание участвовать в принятии различных
государственных решений – это залог дальнейше-
го процветания страны.
Однако, если обратиться к практике прове-
дения выборов на различных уровнях власти, то
можно проследить, что активность молодежи в
роли молодого избирателя за последнее время
значительно снижается. Существует ряд причин,
которые оказывают влияние на электоральное
отчуждение молодежи, можно перечислить не-
сколько из них: психологические, исторические,
социальные, экономические и др. В российской
политической науке их подразделяют или объ-
единяют в три основные группы: правовой ни-
гилизм или абсентеизм, недоверие к властным
структурам, негативная социальная адаптация.
Таким образом, становятся необходимыми вы-
работка и проведение комплекса мероприятий
по формированию политико-правовой культуры
молодого поколения, преодолению и переосмыс-
лению ее электоральной пассивности, выстра-
иванию диалога между молодым поколением и
органами власти не только на федеральном, но и
на региональном уровне.
Рассматривая и проводя анализ теоретиче-
ских разработок и эмпирических данных, можно
выявить противоречия в заинтересованности об-
щества и самих органов государственной и реги-
ональной власти в сознательном и эффективном
участии молодежи в электоральных процессах и
дезориентированности мотиваций молодежного
участия. На данном этапе ведется огромная ра-
бота разными учеными для выявления факто-
ров, которые оказывают влияние на молодежный
электорат, следовательно, и формируют избира-
тельную культуру молодежи, для применения и
совершенствования механизма управления изби-
рательным поведением молодежи.
Электоральное поведение можно опреде-
лить как изменение в численности и удельном
весе отданных голосов за партии или кандидатов
на выборах. Поведение электората изучается на
основании электоральной активности, статисти-
ческие данные собираются и обрабатываются,
что непосредственно в социологической сфе-
ре предполагает исследование самого процесса
формирования выбора и факторов, влияющих
на него, на сохранение избирателями своих
предпочтений или отказ от них, а также обсто-
ятельств, определяющих окончательный выбор
избирателей, не имеющих устойчивый полити-
ческих предпочтений. Электоральное поведение
в таком понимании может анализироваться как
объективными (различными характеристиками
социального положения), объясняющими спец-
ифику поведения отдельных групп, так и субъек-
тивными (самоидентификация с политическими
партиями, символами, идеологиями, восприятие
отдельных в данный момент политических про-
блем, воздействие средств массовой коммуника-
ции, личного общения и др.) факторами2.
Электоральное поведение – это совокуп-
ность действий и поступков граждан, связан-
ных с осуществлением местных или общена-
циональных выборов в органы власти, а также
их участием в референдумах3. Огромное значе-
ние при изучении и проведении исследования
по электоральной активности на данном этапе
имеет участие различных слоев населения ре-
гиона в избирательном процессе, в особенности
это касается молодых избирателей. Здесь гово-
рится не только о самой явке на избирательные
участки, но и о сознательном выборе и умении
использовать инструмент выборов для отста-
ивания собственных интересов и достижения
социальных целей. Исследуя электоральное по-
ведение молодежи, мы в той или иной степени
изучаем и специфику молодежной избиратель-
ной культуры, определяем основные тенденции
ее развития. Это позволяет сформировать ясное
представление о молодежи как субъекте полити-
ки в современном российском обществе, пред-
ложить концептуальные решения проблемы ее
социальной субъективности в целом. Проводя и
исследуя электоральное поведение молодежи на
региональном уровне, необходимо учитывать не
только состояние дел в молодежной среде, но ее
предпочтения и ориентиры.
Важными или даже одними из главных по-
казателей являются степень заинтересованности
политикой и участие в ней, а также самоиденти-
фикация молодежи с политическими силами в
современной России. Все эти аспекты позволяют
выяснить отношение молодежи к политике, вы-
ступающей в качестве одного из главных инстру-
ментов в механизме реформирования общества.
Молодежь не торопится вступать в ряды полити-
ческих партий. Молодых людей сложно бывает
обмануть, так как они очень чувствительны, за-
мечают все, что происходит в обществе. Возмож-
но, какая-то часть и идет в политику ради денег и
красивой оболочки, но для большинства важнее
собственные убеждения.
Однако молодежь не всегда индиффе-
рентно относились к участию в политическомпроцессе. Например, в 1995–1996 гг. в России
наблюдался пик молодежной активности. Мо-
лодые люди вступали в политические партии,
и это считалось даже престижным. Нынешняя
же политическая ситуация в стране заставляет
молодежь задуматься над многими вопросами:
способен ли депутат самостоятельно прини-
мать решения, выступать с законодательными
инициативами, что он вообще может сделать?
Также на политическую активность молодежи
влияет вера в соблюдение государством законов
и правил4.
Если в советское время молодому поколе-
нию прививали политическую культуру и ему не
были безразличны события, которые происходи-
ли в жизни страны на различных этапах разви-
тия, то в настоящее время молодежь не доверяет
политике и политикам, что и проявляется в не-
желании участвовать в выборах. Также заметно
снижается интерес к событиям, происходящим в
стране.
Представители современного молодого по-
коления в свободное время занимаются в основ-
ном тем, что сидят дома возле своих компьюте-
ров, смотрят телевизор, читают книги и газеты.
Из вышесказанного можно сделать вывод о том,
что современное поколение молодежи ведет пас-
сивный образ жизни, что напрямую отражается
на политической активности. Значельно высо-
кий процент молодежи редко ходит на выборы в
органы власти различного уровня. Многие посе-
щают избирательные участки ради интереса. Как
выяснилось, наиболее политически пассивным
населением на данном этапе развития россий-
ского общества являются представители молоде-
жи мужского пола.
Один из важнейших факторов, способных
подтолкнуть молодых людей к активным граж-
данским действиям, – уверенность в том, что
они в силах что-то изменить. В сегодняшних
условиях неуверенных оказывается больше.
В настоящее время в России сформировалась
устойчивая группа пассивных людей, соглас-
ных с целями, которые провозглашает обще-
ство, и со средствами их достижения. В данной
группе содержится наибольшее количество
представителей молодого поколения. Несмотря
на то, что эти люди как раз и являются залогом
стабильности общества, бороться за свои пра-
ва они вряд ли станут. И лишь незначительная
часть захочет участвовать именно в политиче-
ской деятельности5.
Нежелание молодежи посещать избиратель-
ные участки во время выборов в органы власти
различного уровня проявляется в недоверии к
предложенным кандидатурам. На настоящий
момент наибольшее количество респондентов
выделяют среди политических деятелей, внуша-
ющих доверие, президента, молодежь уважает
и гордится им, но и президенту следует больше
уделять внимания молодежи, а также приорите-
там молодежной политики. Тогда, возможно, и
молодые проявляли бы себя активнее.
Что касается доверия либо недоверия моло-
дых людей в соблюдение законов и правил, по
которым в настоящее время проводятся выборы
в органы власти различного уровня, то можно
говорить, что большинство представителей со-
временной молодежи в основном не верят в со-
блюдение данных законов и правил. Основной
причиной своего недоверия респонденты отме-
чают коррумпированность структуры; считают,
что соблюдение законов и правил организации
и проведения выборов являются недействитель-
ными, а также что все заранее решается до выбо-
ров, не давая права выбора избирателям.
Относительно проявления интереса к дея-
тельности органов государственной власти мож-
но констатировать, что наибольшее количество
современной молодежи периодически интере-
суется происходящим. Наиболее распростра-
ненным источником получения информации о
политической ситуации в стране являются сред-
ства массовой информации, что характерно для
развивающегося информационного общества в
России.
Участие в деятельности политических пар-
тий, движений общественных организаций, без-
условно, влияет на политическую активность
молодежи. В настоящее время в нашей стране
существует множество различных политических
партий. Участие в деятельности политической
партии также является одной из форм прояв-
ления политической активности. Однако боль-
шинство представителей молодого поколения не
принимает активного участия в общественной и
политической жизни нашей страны. Это связано
с тем, что молодежь не становится членами раз-
личных общественных организаций и политиче-
ских партий и, соответственно, не участвует в их
деятельности.
В основном, проявлением активности со-
временной молодежи, является участие в раз-
личных политических и общественных ме-
роприятиях: коллективном благоустройстве
подъездов, домов, детских площадок, а также в
сборе средств, вещей для людей, оказавшихся
в трудной жизненной ситуации. И поступают
так в большей части по личным убеждениям.
Следует отметить, что молодежь практически в
одинаковой степени как одобряет, так и не одо-
бряет отношение органов государственной вла-
сти к молодежи.
Одним из важных индикаторов, характери-
зующих политическую активность населения
региона, является намерение участвовать либо
не участвовать в голосовании. Участие в голо-
совании – это свидетельство об уровне разви-
тия политической культуры в обществе и опре-
деляющий фактор исхода выборов. При низкой
явке – менее половины от списочного состава
избирателей – выборы признаются несосто-явшимися и объявляются повторные со всеми
вытекающими политическими, финансовыми
и прочими издержками. Большинство мужского
населения Саратовской области планирует обя-
зательно участвовать в выборах (57%), 24% от
общего числа опрошенных скорее всего пойдут
голосовать, 6% скорее всего не пойдут голосо-
вать, ни при каких обстоятельствах не пойдут
голосовать 11%, 2% затруднились ответить. У
женщин политическая активность выше: 75%
респондентов обязательно будут участвовать в
выборах, 14% скорее всего пойдут голосовать,
5% скорее всего не пойдут на выборы и 5%
женщин отказываются в них участвовать, 1%
от общего числа ответивших не определились
с данным вопросом. Распределение ответов ре-
спондентов относительно намерений участво-
вать в голосовании показывает, что в той или
иной степени свое участие в голосовании до-
пускают порядка 81% мужчин и 89% женщин.
При этом явка избирателей на выборы по факту
обычно бывает на 15–20% ниже, чем по данным
опросов общественного мнения.
Вопрос информированности избирателей
о выборах имеет ключевое значение, поскольку
от ответа на него зависит их электоральная ак-
тивность. Возраст респондента также влияет на
уровень осведомленности о предстоящих выбо-
рах. Наиболее информированы о политических
событиях люди в возрасте 30–45 лет (43%), на
втором месте – 46–60-летние (31%), на третьем
– 18–29 лет (16%) и на последнем месте – насе-
ление в пожилом возрасте (61 год и более), их
10%. Среди частично информированных также
большинство людей в возрасте 30–45 лет, они
лидируют во всех трех категориях (45%). Прак-
тически поровну голоса распределились между
населением в возрасте 46–60 и 18–29 лет (27 и
22% соответственно). Менее осведомленными
оказались вновь люди в возрасте 61 год и более
(6%).
Впервые услышали о выборах 44% людей в
возрасте 30–45 лет, 31% – 18–29 лет, 19% – 46–
60 лет, 6% – 61 год и более. Таким образом, во
всех трех группах населения по уровню инфор-
мированности лидирует население в возрасте
30–45 лет, оно наиболее активно в политических
вопросах. Также среди полностью осведомлен-
ных большой процент людей 46–60 лет. Обрат-
ная ситуация с молодыми людьми, их количество
увеличивается в группе неосведомленных6.
В современной политической науке при-
сутствуют представления о том, что электо-
ральный выбор имеет не столько устойчивый и
закономерный, сколько случайный, стохастиче-
ский характер. Е. Г. Морозова отмечает в свя-
зи с этим, что в России зачастую специалисты
либо отрицают всякую предсказуемость итогов
голосования, либо утверждают, что результаты
выборов абсолютно прогнозируемы, ибо пря-
мо зависят от сумм, вложенных кандидатами,
степени искушенности нанятых ими команд
профессионалов, доступа к средствам массо-
вой информации и административным рычагам
власти.7 Эта категория отражает политические
ориентации населения и предугадывает исход
выборов.
Разные возрастные группы населения име-
ют разную политическую активность и разные
политические предпочтения. Наиболее активны-
ми в политических вопросах и осведомленными
о политических событиях оказалось население,
работающее в государственных структурах –
здравоохранении, образовании, культуры и т. д.
При этом, наоборот, неактивными в политиче-
ских планах и неосведомленными о выборах
оказались учащиеся и студенты, что объясняется
их возрастом, импульсивностью и другими ин-
тересами, характерными для данной социальной
группы. Электоральные предпочтения являются
одним из главных показателей политической ак-
тивности населения, особенно в среде молодых
людей. Это происходит, на наш взгляд, в связи с
тремя основными негативными факторами, вы-
явленными в процессе опросов населения: пра-
вовой нигилизм, недоверие к власти, негативная
социальная адаптация.
Делая выводы, хотелось бы отметить, что
исследование электорального поведения во-
обще и по молодежи в частности имеет огром-
ное значение для создания в России развитого
демократического общества. Понимание и от-
ношение молодежи к выборам дает возмож-
ность определить приверженность молодого
поколения к демократическим ценностям. На-
копленный потенциал правового воспитания
молодежи и формирования у нее правовой куль-
туры пока очень малы не только на государ-
ственном уровне, но и на муниципальном. Дан-
ным вопросом должны заниматься все уровни
и органы власти, начиная от государственной
до муниципальной, и только тогда мы сможем
увидеть интеграцию молодежи в электораль-
ный процесс. Необходимо, и незамедлительно,
менять отношение молодого поколения к поли-
тике. Только когда молодежь будет чувствовать
себя реальным участником и субъектом всех
происходящих процессов в нашей стране, моло-
дежная политика займет свое место в России не
формализовано, а фактически.

Литература

1 См.: Стратегия государственной молодежной политики
в Российской Федерации : распоряжение Правительства
РФ от 18 декабря 2006 г. № 1760-р. Доступ из Справ.-
правовой системы «КонсультантПлюс».
2 См.: Социологический энциклопедический словарь.
На русском, английском, немецком, французском
и чешском языках / ред.-координатор Г. В. Осипов.
М., 2000.

3 См.: Бетехтина А. В., Олухов Н. В. Электораль-
ное поведение молодежи : почему молодежь
не ходит на выборы? // Вопросы Управления. 2012.
№ 3(20). С. 82.
4 См.: Шаталова Е. Гражданская активность моло-
дежи. URL: http://www.asi.org.ru (дата обращения:
14.03.2014).
5 См.: Политические проблемы современного общества :
cб. науч. ст. Саратов, 2006.
6 См.: Региональные трансформации: социологический
мониторинг (Информационный бюллетень ЦРСИ СГУ)
Саратов, 2013.
7 См.: Морозова Е. Г. Политический рынок и политический
маркетинг : концепции, модели, технологии. М., 1999.

Краткое содержание (PDF): 
Текст в формате PDF: