Образец для цитирования:

Терешонок Т. А. Структура процесса подготовки курсантов к военно-профессиональной деятельности: социолого-управленческий аспект // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2022. Т. 22, вып. 1. С. 85-89. DOI: https://doi.org/10.18500/1818-9601-2022-22-1-85-89


Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
УДК: 
316:316.354:351/354
Язык публикации: 
русский

Структура процесса подготовки курсантов к военно-профессиональной деятельности: социолого-управленческий аспект

Статья посвящена разработке структуры процесса подготовки курсантов к военно-профессиональной деятельности в рамках социологии управления, где автор выделяет условия, субъект, объект, механизмы и результат. Приводится ряд нормативных правовых актов, регламентирующих образовательный процесс курсантов, а также отражается специфика обучения в военных учебных заведениях. Особое внимание уделено важности применения субъект-субъектного подхода при исследовании данной проблемы. Результатом подготовки курсантов автор предлагает считать готовность к военно-профессиональной деятельности, где следует выделять объективную (подготовленность) и субъективную (предрасположенность) стороны. 

Литература
  1. Система высшего образования Минобороны России // Министерство обороны Российской Федерации : [сайт]. URL: https://vuz.mil.ru/Perechen-specialnostei (дата обращения: 07.11.2021)
  2. Федеральные государственные образовательные стандарты. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  3. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021). Ст. 12. Образовательные программы. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  4. О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1198 : приказ Министра обороны РФ от 06.08.2012 № 2195 (с изм. и доп.). Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
  5. Ламарев В. Н. Теоретические аспекты формирования мотива военно-профессиональной деятельности у курсантов военных вузов. Пермь : Пермский ВИ ВНГ РФ, 2020.
  6. Привалов Н. И. Формирование нравственных ценностей у курсантов военных вузов. Рязань : РВВДКУ, 2018.
  7. Парсонс Т. Социальная система : пер. с англ. М. : Академический проспект, 2018.
  8. Габай Т. В. Педагогическая психология. М. : Академия, 2005.
  9. Примаков В. Л. Социализация офицера в условиях военной службы : На примере Вооруженных Сил Российской Федерации : дис. ... д-ра социол. наук. М., 2000. 
  10. Веремчук В. И., Барановский М. В. Социальные характеристики и особенности процесса социализации личности офицера в условиях модернизации Вооруженных Сил Российской Федерации // Военный академический журнал. 2015. № 3 (7). С. 104–110.
  11. Поплевкин Н. П. Особенности институционального управления профессиональной социализацией военнослужащих контрактной службы // Социология. 2018. № 3. С. 208–2011.
  12. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. 4-е изд., расш. М. : АСТ ; СПб. : Прайм-Еврознак, 2009. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/psihologic/460 (дата обращения: 07.11.2021).
  13. Веремчук В. И. Социализация курсанта в процессе обучения в высшем военно-морском учебном заведении : дис. ... канд. социол. наук. М., 1999. С. 79.
  14. Лукинова М. Г., Щербакова Е. А. Профессионально важные качества курсантов третьего года обучения : структура личностных качеств // Южно-российский журнал социальных наук. 2019. Т. 20, № 1. С. 156. https://doi.org/10.31429/26190567-20-1-152-164
  15. Сосновский Ю. П., Чайковский А. А., Ушаков В. А. Особенности формирования психофизиологических профессионально важных качеств у курсантов авиационных вузов // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. №. 2–3 (53). С. 167–172. https://doi.org/10.24412/2500-1000-2021-2-3-167-172
  16. Ромахин А. П. Ценностные ориентации курсантов военных вузов России в современных условиях : сущность, факторы влияния и формирование : дис. ... канд. филос. наук. М., 2020.
  17. Стресс и эмоциональное выгорание : методы профилактики / отв. ред. А. Ю. Нагорнова. Ульяновск : Зебра, 2019. С. 46.
  18. Кислякова О. П., Пелевина А. П. Формирование профессионально важных качеств летчика на основе сбалансированной системы показателей // Вестник Димитровградского инженерно-технологического института. 2017. № 1 (12). С. 156.
  19. Дмитренко А. Ю. Оценка уровня сформированности профессиональной ответственности у курсантов Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков // Мир педагогики и психологии. 2020. № 10 (51). С. 82. URL: https://scipress.ru/pedagogy/articles/otsenka-urovnya-sformirovannosti-professionalnojotvetstvennosti-u-kursantov-krasnodarskogo-vysshegovoennogo-aviatsionnogo-uchilishha-letchikov.html (дата обращения: 28.09.2021).
  20. Жданько И. М., Ворона А. А., Запечникова И. В., Булавин В. В. Профессионально важные качества как средство повышения профессиональной деятельности летного состава // Военная мысль. 2017. № 9. С. 87–93.
  21. Примаков В. Л. Указ. соч.
  22.  Парсонс Т. Указ. соч.
Краткое содержание (PDF): 
Текст в формате PDF: