Образец для цитирования:
Калинникова М. В., Малинский И. Г., Минин А. А. Трудности вхождения иностранных студентов в образовательную среду вузов России (на примере Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н. Г.Чернышевского) // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2022. Т. 22, вып. 4. С. 408-412. DOI: https://doi.org/10.18500/1818-9601-2022-22-4-408-412
Трудности вхождения иностранных студентов в образовательную среду вузов России (на примере Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н. Г.Чернышевского)
В статье показано, как Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышеского, будучи участником правительственной образовательной программы «Приоритет-2030», работает над повышением привлекательности и конкурентноспособности российского высшего образования на международном рынке образовательных услуг. На примере иностранных студентов – граждан Туркменистана – изучены трудности, с которыми встречаются молодые туркмены при обучении в вузе. Эмпирическую базу данной статьи составили интервью с гражданами Туркменистана проходящими обучение на 3-м курсе Саратовского государственного университета в 2021–2022 гг. Выбор респондентов определялся тем фактором, что Туркменистан по количеству приезжающих студентов в СГУ имени Н. Г. Чернышевского занимает главенствующие позиции уже не первый год. Было проведено девятьт глубинных интервью. Рекрутинг информантов осуществлялся «методом снежного кома». В ходе исследования при анализе трудностей, имеющим место при вхождении студентов Туркменистана в образовательную среду СГУ, были выделены три ключевых дискурса: учебно-познавательный, социокультурный, психофизиологический. В заключение сделан вывод о том, что главная проблема, с которой сталкивается молодой туркмен при поступлении в российский вуз, – это материальные трудности, например задержка в переводе денег от родителей, недостаточное количество получаемых денег, а следовательно, необходимость подработки для обеспечения прожиточного минимума. Данное обстоятельстово сказывается на посещении занятий и мешает языковой подготовке, получению знаний по специальности. Другая значимая трудностью в учебе для студентов-туркменов – отсутствие доверительного общения и помощи со стороны местныхстудентов из группы, а также психологической помощи и поддержки преподавателя.
- Караваева Е. В., Воробьева О. В., Тышкевич В. П. О разработке модели формирования исследовательских компетенций выпускников программ высшего образования // Высшее образование в России. 2018. Т. 27, № 4. С. 33–47.
- Сводные отчеты по форме ФСН № ВПО-1 на 2020– 2021 учебный год // Министерство науки и высшего образования Российской Федерации : [сайт]. URL: https://minobrnauki.gov.ru/action/stat/highed/ (дата обращения: 25.03.2022).
- Малыхин М. С. Бизнес-образование. Студенты из Китая – вторые по численности иностранцы в российских вузах. URL: http://www.vedomosti.ru/management/articles/2015/08/11/604362-kitaiskies... (дата обращения: 04.12.2021).
- Де Вит Х. Эволюция мировых концепций, тенденций и вызовов в интернационализации высшего образования // Вопросы образования. 2019. № 2. С. 8–34.
- Рекордное количество иностранных студентов выбрали Россию в 2020 году. URL: https://studyinrussia.ru/actual/articles/rekordnoe-kolichestvo-inostrann... (дата обращения: 25.03.2021).
- Уставщикова С. В. Иностранные студенты в России: образовательные мигранты или потенциальные постоянные жители // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия : Науки о Земле. 2020. Т. 20, вып. 2. С. 104–108. https://doi.org/10.18500/1819-7663-2020-20-2-104-108
- Голубева Н. М., Голованова А. А. Факторы адаптации студентов к образовательной среде вуза // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия : Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3, вып. 2. С. 125–131. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2014-3-2-125-130
- Минин А. А. Анализ нормативно-правовых актов, гарантирующих права, свободу и социальную защиту иностранных студентов в вузах Саратовской области // Регион глазами студентов : межвуз. сб. науч. работ студентов / под ред. Н. В. Шахматовой, И. А. Бегининой. Саратов : Саратовский источник, 2021. Вып. 21. С. 66–69.
- Исследователь XXI века: формирование компетенций в системе высшего образования / отв. ред. Е. В. Ка - раваева. М. : Геоинфо, 2018. 240 с.
- Кривцова И. О. Социокультурная адаптация иностранных студентов к образовательной среде российского вуза (на примере Воронежской государственной медицинской академии им. Н. Н. Бурденко) // Фундаментальные исследования. 2011. № 8 (ч. 2). С. 284–288.
- Погукаева А. В., Коберник Л. Н., Омельянчук Е. Л. Адаптация иностранных студентов в российском вузе // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 3. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24651 (дата обращения: 18.05.2022).