mass media

Роль масс-медиа в социализации личности и поколений (по социологическим материалам)

Проблема социализации личности и поколений является одной из самых актуальных. С влиянием масс-медиа связаны определённые вызовы и риски для общества и индивидов, особенно в отношении недостаточно зрелых в социальном отношении детей, подростков и молодёжи. Именно в молодом возрасте индивиды проходят наиболее ответственный этап социализации и формирования социально зрелой личности. В ответах респондентов признаётся тенденция ослабления роли семьи и усиления роли СМИ в воспитании детей, подростков и молодёжи по мере их взросления.

Грани медиаобразования в трудах научной школы А. В. Федорова: политические аспекты

Эмпирической основой данной статьи стали пять монографий А. В. Федорова и его коллег, опубликованные в 2013– 2015 гг. Автор обращает внимание на отдельные, наиболее, на его взгляд, актуальные и важные в настоящий момент сюжеты, затрагиваемые в рассматриваемых работах. Обосновывается тезис о том, что в современных условиях все более очевидной становится необходимость развития социально-политического направления медиаобразования.

Политическая ресурсность региональных СМИ в современной России (на примере ГТРК «Саратов»)

В статье представлены результаты анализа регионального информационного пространства в современной России в контексте политической ресурсности СМИ. Определив основные компоненты политической ресурсности, авторы оценивают возможности влияния на региональный политический процесс ГТРК «Саратов».Делается вывод о том, что по сравнению с негосударственными массмедиа входящие в данный холдинг компании, как правило, обладают значительно большей политической ресурсностью.

Проблемы функциональности демократии: методологические подходы к изучению

Задачей данной статьи является выявление особенностей и причин несоблюдения/искажения основных принципов и ценностей демократии как главной проблемы ее неправильного функционирования. Анализ построен на изучении и сравнении классических и современных работ о демократии, которые затрагивают вопросы взаимодействия демократии со средствами массовой информации, элитой и капитализмом, с целью систематизировать подходы к изучению проблем ее функциональности.

Политический сегмент медийной грамотности студенческой молодежи: вариант измерения

В современной науке периодически предпринимаются попытки измерения уровней сформированности медиаграмотности/медиакомпетентности. Однако при этом авторы отдельных вариантов подобных замеров, как правило, исходят из разных теоретических посылок, по-разному понимают сам анализируемый феномен и, как следствие, используют для собственных оценок разнообразные критерии.

Политическая культура современной российской молодежи в контексте медийной грамотности и влияния СМИ

В статье на основе анализа результатов опросов общественного мнения рассматриваются основные параметры отношения российской молодежи к политике. Автор характеризует медийную составляющую политической культуры молодых людей в контексте уровня сформированности их медийной грамотности и выделяет пессимистическую и оптимистическую тенденции в развитии данного феномена.

Способы противодействия политическим манипуляциям в СМИ

В статье рассматриваются основные способы противодействия манипулятивным приемам, используемым СМИ в политических целях. Среди прочего автор обосновывает необходимость сопоставления информации из различных источников, проверки достоверности излагаемых фактов и оценки степени представленности в медиасообщении альтернативной точки зрения. 

Транснационализация средств массовой коммуникации в процессе глобализации

Предметом данного исследования является транснационализация средств массовой коммуникации как явление, непосредственно связанное с процессом глобализации. На основе сравнения взглядов разных политологов анализируется место средств массовой информации и коммуникации в современном обществе в условиях перехода различных общественных отношений (экономических, политических) от уровней компетенции национальных государств на международный, наднациональный уровень.

«Волны» моральных паник в российском обществе 1990–2010-х годов: историко-социологический анализ

В статье приводится социологическое обоснование конструирования моральных паник в российском обществе 1990–2010-х гг. Используются статистические данные, а также вторичный анализ результатов социологических исследований: как изысканий других ученых, так и собственных авторских разработок. Автором определяются три «волны» моральных паник: 1990-е гг. (молодежные субкультурные движения – скинхеды, антифашисты, готы, рейверы); распространение западной культуры; гомосексуализм; пропаганда секса; наркотизм; «компьютеризация» жизни школьников); 2008–2010 гг. (педофилия; спайсофобия); 2014 г.

Информационный суверенитет современного государства и основные инструменты его обеспечения

Статья посвящена исследованию понятия «информационный суверенитет» и основных средств его обеспечения. В статье раскрываются причины, обострившие потребность государства в формировании информационного суверенитета, выявляются основные составляющие последнего. Анализируются и концептуализируются понятия политики «информационного щита» и политики «информационного меча», рассматриваются различия между ними, ресурсы, необходимые для их проведения.

Страницы