Образец для цитирования:

Лебедева Л. Г. Роль масс-медиа в социализации личности и поколений (по социологическим материалам) // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2022. Т. 22, вып. 2. С. 139-144. DOI: https://doi.org/10.18500/1818-9601-2022-22-2-139-144


Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
УДК: 
316.346.3+316.482.051.63+316.614
Язык публикации: 
русский

Роль масс-медиа в социализации личности и поколений (по социологическим материалам)

Проблема социализации личности и поколений является одной из самых актуальных. С влиянием масс-медиа связаны определённые вызовы и риски для общества и индивидов, особенно в отношении недостаточно зрелых в социальном отношении детей, подростков и молодёжи. Именно в молодом возрасте индивиды проходят наиболее ответственный этап социализации и формирования социально зрелой личности. В ответах респондентов признаётся тенденция ослабления роли семьи и усиления роли СМИ в воспитании детей, подростков и молодёжи по мере их взросления. Социологические материалы показывают, что разнообразные массмедиа играют всё более важную роль в «социализирующих интеракциях» – не только положительного, но и отрицательного характера. Вызывает сожаление слабое внимание СМИ к формированию у людей важных социальных качеств положительного характера. Общество и государство вправе ожидать от масс-медиа социально ответственной позиции, а следовательно, активного и целенаправленного участия в позитивной социализации молодых поколений.

Литература
  1. Кастельс М. Информационная эпоха : экономика, общество и культура / пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. М. : ГУ ВШЭ, 2000. С. 322.
  2. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие : пер. с нем. СПб. : Наука, 2001. С. 157.
  3. Кастельс М. Указ. соч. С. 315, 316.
  4. Шиняева О. В., Каманина В. Е. Реализация функций средств массовой информации в условиях глобальных и национальных вызовов : оценки населения и журналистов // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2021. № 1. С. 72. https://doi.org/10.21685/2072-3016-2021-1-7
  5. Голубин Р. В., Исакова И. А., Коротышев А. П., Рыхтик П. П. Интернет-технологии воздействия на социально-политическую активность молодежи : социологический анализ // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия : Социология. Политология. 2021. Т. 21, вып. 2. С. 134. https://doi.org/10.18500/1818-9601-2021-21-2-131-137
  6. Янак А. Л. Дети и родители в информационном пространстве : взаимодействие, риски и стратегии обеспечения безопасности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия : Социология. Политология. 2021. Т. 21, вып. 1. С. 70. https://doi.org/10.18500/1818-9601-2021-21-2-64-71
  7. Хабермас Ю. Указ. соч. С. 161.
  8. Шаповал Е. А. Влияние Интернет-сетей на виртуальную социализацию молодежи и формирование ценностных ориентиров современной молодежи в РФ // Социодинамика. 2019. № 12. С. 170–177. https://doi.org/10.25136/24097144.2019.12.31203
  9. Леонтьева Т. В. Визуальный образ социально-экономического положения семьи на телевидении // Социальная политика и социология. 2018. Т. 17, № 4 (129). С. 102. https://doi.org/10.17922/2071-3665-2018-17-4-102-109
Краткое содержание (PDF):