коммуникация

Специфика коммуникативных практик саратовской молодежи в социальном и виртуальном пространстве

В статье представлены результаты социологического мониторинга, проведенного методом анкетирования в Саратове в 2022 г. По вероятностной квотно-территориальной выборке были опрошены 698 молодых саратовцев. Результаты обрабатывались в программе SPSS. Исследование показало, что коммуникация находится на пятом месте среди ценностей молодежи (после здоровья, семьи, дружбы и свободы). В представлениях молодежи наиболее эффективный канал коммуникации – реальное «живое» непосредственное общение. Ему они доверяют больше всего.

От лингвистического поворота к лингвосоциологии: проблемы и перспективы

В статье рассмотрено явление лингвистического поворота в гуманитарных науках, в социологии в частности. Представлены закономерные причины становления этого феномена с точки зрения различных методологических подходов – символического интеракционизма, теории дискурса и теории коммуникативных актов. Обосновано появление новой отрасли теоретической социологии и ее преемственность с социологией и социолингвистикой. В заключение показано, что лингвосоциология является закономерной фазой в развитии социогуманитарного знания. 

Геронтное общение: социолингвистический взгляд на проблему

В статье раскрываются особенности трансформации речи пожилых людей, связанные с изменениями как биологического, так и социального характера. Рассмотрены стереотипы восприятия возраста, эйджизм как практика в общении с пожилыми людьми, «вторичный детский лепет». Выделены практические рекомендации, направленные на снятия барьеров при взаимодействии с пожилым человеком, отмечена актуальность их применения в сфере социального обслуживания данной категории граждан. 

Специфика адаптации и навыков межличностного общения обучающихся

В статье рассматривается специфика адаптации и навыков межличностного общения кадетов и школьников в подростковом возрасте. Адаптационные процессы представлены в социально-психологическом контексте вхождения в образовательное учреждение и рассматриваются как неотъемлемая часть межличностного общения. При этом в данной работе межличностное общение выступает в качестве непременного условия любых форм социальной и индивидуальной жизни человека, а также детерминантой любого вида совместной деятельности индивидов.

Социальные медиа как инструмент публичной политики в современной России

В статье рассматриваются научные трактовки понятия «социальные медиа», раскрываются функции (коммуникативная, релятивистская) и тенденции их развития в современную информационную эпоху. Доказано, что социальные медиа дают возможность отстаивания интересов в публичном пространстве как рядовым гражданам, так и оппозиционным движениям. Российское сетевое сообщество активно осуществляет политический диалог посредством социальных медиа, формируя публичный дискурс и новые формы массовой коммуникации.

ВЛАСТЬ КАК ПАРТНЕР ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО СООБЩЕСТВА В УСЛОВИЯХ МОНАРХИИ И В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

На базе анализа документов, отражающих работу предприни- мательских объединений в конце ХIХ в. – начале ХХ в. (на при- мере Саратовского биржевого комитета) и объединений малого и среднего предпринимательства (МСП) в современной России, раскрыты направления сотрудничества самодержавия в этот исторический период и некрупного бизнеса, отличие их взаимодействия от отношений МСП с властью в настоящее время. Результаты исследования свидетельствуют в пользу государ- ственного патернализма в управлении развитием предпринима- тельства.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕДИАЦИИ В РОССИИ

В статье дается понимание медиации в русле теоретических подходов коммуникативистики, раскрывается потенциал медиативных процедур в контексте формирования правовой культуры современного российского общества, определяется роль социальной рекламы как инструмента информационно-разъяснительной деятельности государства в целях популяризации альтернативных способов разрешения споров и конфликтов. 

Самоубийство в рамках современных теорий и концепций СМИ средств массовой информации

В статье представлен анализ теорий и концепций как зарубежных, так и отечественных авторов, изучающих социальные аспекты средств массовой информации. Отмечается значение различных научных направлений, в которых существуют свои собственные трактовки и представления. Все представленные теории так или иначе раскрывают социальную природу данного средства коммуникации.

Способы управления неформальными коммуникациями и их значение для малого и среднего бизнеса

В статье рассматриваются различные теоретические и прикладные подходы к управлению неформальными коммуникациями на предприятиях малого и среднего бизнеса. в работе сделан вывод, что необходима коррекция методологии исследования неформальных коммуникаций с учетом особенностей отечественной социально-культурной среды ведения предпринимательской деятельности.

Страницы