Cite this article as:

Smirnova T. V., Ponukalina O. V. Changing the Role of the Parental Family the Social Mobility of Youth in Russia. Izvestiya of Saratov University. Sociology. Politology, 2018, vol. 18, iss. 2, pp. 140-145. DOI: https://doi.org/10.18500/1818-9601-2018-18-2-140-145


This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
UDC: 
316.334.2
Language: 
Russian

Changing the Role of the Parental Family the Social Mobility of Youth in Russia

There is analysis of social mobility of Russian young people in the article. The authors analyze modern scientific literature on this topic Influence of macro-factors prevails over personal resources of a young man. So families try to compensate this. As a result, a family acts as strengthenings instrument of social inequality. Young people from high-status families have opportunities for social growth. Young people from low-status families are often immobile. Of course, the status of the parental family is not inherited by children. But it allows you to provide access to resources. And it’s easier for young people to build their own lives. This happens primarily through the education system. Education is a powerful social elevator. Family significantly affects the professional self-determination of children. The family influences the career plans of children. The analysis of youth mobility takes into account the territorial localization of the family.

Literature

1 См.: Буланова М. А. Социальная мобильность работающей молодежи региона : социологический анализ // Власть и управление на Востоке России. 2011. № 3 (56). С. 205–212. 

2 См.: Сорокин П. А. Социальная мобильность. М. : Academia, 2005 (Sorokin P. A. Social mobility. N.Y. ; L. : Harper&Brothers, 1927). 

3 См.: Чеснокова В. Ф. Уильям Л. Питирим Сорокин : социальная стратификация и социальная мобильность // Человек. Сообщество. Управление. 2007. № 1. С. 116–130. 

4 См.: Бурдье П., Пассрон Ж.-К. Воспроизводство : элементы теории системы образования / пер. с фр. Н. А. Шматко. М. : Просвещение, 2007. 

5 См.: Goldthorpe J. H. On sociology : Numbers, Narratives, and the Integration of Research and Theory. Oxford : Oxford Univ. Press, 2000. 

6 См.: Берто Д., Берто-Вьям И. Наследство и род : трансляция и социальная мобильность на протяжении пяти поколений // Вопр. социологии. 1992. Т. 1, № 2. С. 106 –122. 

7 См.: Шкаратан О. И, Ястребов Г. А. Социокультурная преемственность в российской семье (Опыт эмпирического исследования) // Общественные науки и современность. 2010. № 1. С. 5–27. 

8 См.: Попова И. П. Профессиональный выбор : влияние культурных ресурсов семей российских специалистов // Социс. 2013. № 11. С. 130–140 

9 См.: Тихонова Н. Е. Факторы стратификации в современной России : динамика сравнительной значимости // Социс. 2014. № 10. С. 23–35. 

10 См.: Филоненко В. И., Лепин А. П. Семья как основной агент базовой социализации студентов вузов // Социс. 2013. № 6. С. 71–77. 

11 См.: Берто Д. Трансмиссии социального статуса в экстремальной ситуации // Судьбы людей : Россия ХХ век. Биографии семей как объект социологического исследования / отв. ред. В. Семенова. М. : ИС РАН, 1996. С. 207–232.

12 См.: Мосиенко О. С. Социальные функции института образования : теоретико-методологические подходы к исследованию // Изв. вузов. Сев.-Кавказ. регион. Общественные науки. 2012. № 2. С. 30–34. 

13 См.: Касаткина Н. П. Неравенство культурного капитала и профессиональный выбор учащихся школ Республики Мордовия // Гармонизация социальных отношений в полиэтническом регионе : I Сухаревские чтения : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Саранск, 23–24 декабря 2011 г.) : в 2 т. / отв. ред. С. М. Вдовин ; Науч. центр соц.-экон. мониторинга. Саранск, 2012. Т. 2. С. 38–40.

14 См.: Согомонов А. Ю. Кризис идентичности современного университета // Неприкосновенный запас. 2007. № 3 (53). С. 116–130. 

15 См.: Власова О. И., Костина Н. Б. Молодое поколение об устойчивости и изменчивости трудовой деятельности : опыт эмпирического исследования // Социум и власть. 2013. № 6 (44). С. 22–27. 

16 См.: Родионова А. В. Работающий студент как социальный феномен // Социология вчера, сегодня, завтра : сб. ст. / под ред. О. Б. Божкова. Т. III. Социологические чтения памяти Валерия Борисовича Голофаста. Новые ракурсы. СПб. : Эйдос, 2011. С. 304–314. 

17 См.: Рощина Я. М. Семейный капитал как фактор образовательных возможностей российских школьников // Вопр. образования. 2012. № 1. С. 257–277. 

18 См.: Преснякова Л. А. Семейное воспитание : нормативные представления и социальные практики // Социологические наблюдения (2002–2004) / сост. А. А. Черняков. М. : Ин-т Фонда «Общественное мнение», 2005. С. 351–379. 

19 См.: Сатыбалдина Е. В. Семья в системе жизненных ценностей жителей среднего уральского города // Социс. 2011. № 7. С. 90–95. 

20 См.: Филоненко В. И., Лепин А. П. Указ. соч. 

21 См.: Александрова Н. А. Профессиональное самоопределение подростков и юношества с позиции родительской семьи // Вестн. СПбГУ. Сер. 12. Психология. Социология. Педагогика. 2011. № 4. С. 90–96. 

22 См.: Weber M. Wirtschaft und Gesellschaft. Grundriss der verstehenden Soziologie (1922) / Erster Teil: Die Wirtschaft und die gesellschaftlichen Ordnungen und Mächte / IV. Stände und Klassen. URL: http://www.textlog.de/7399.html (дата обращения: 18.06.2017). 

23 См.: Попова И. П. Указ. соч. 

24 См.: Валлерстайн И. Анализ мировых систем : современное системное видение мирового сообщества // Социология на пороге XXI века. Новые направления исследований / под ред. С. И. Григорьева (Россия), Ж. Коэнен-Хуттера (Швейцария). М. : Интеллект, 1998. 

25 См.: Филоненко В. И., Лепин А. П. Указ. соч. 

26 См.: Буланова М. А. Указ. соч. 

27 См.: Мареева С. В. Фокус социальной политики : бедные или низкоресурсные? // Журнал исследований социальной политики. 2011. Т. 9, № 2. С. 233–254. 

28 См.: Тихонова Н. Е. Низший класс в социальной структуре российского общества // Социс. 2011. № 5. С. 24–35.

Short Text (PDF): 
Full Text (PDF):