Cite this article as:

Вилков А. А. Политическая целесообразность и нравственные основы Конституции Российской Федерации. Izvestiya of Saratov University. Sociology. Politology, 2013, vol. 13, iss. 4, pp. 63-71. DOI: https://doi.org/10.18500/1818-9601-2013-13-4-63-71


This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Language: 
Russian

Политическая целесообразность и нравственные основы Конституции Российской Федерации

В статье рассмотрены основные научные подходы правоведов к нравственным принципам,
заложенным в Конституции Российской Федерации, и предложена политологическая версия
анализа форс-мажорных условий ее принятия и фактов правоприменения на основе принципа
политической целесообразности во взаимосвязи с нравственным кризисом современного
российского общества.

Literature

1 См.: Конституция Российской Федерации и развитие
современной государственности (к 15-летию Консти-
туции Российской Федерации) : сб. тезисов докладов
(по материалам Междунар. науч.-практ. конф., г. Сара-
тов, 3–4 октября 2009 г.) / редкол. : О. С. Ростова (отв.
ред.) и др. Саратов, 2009 ; Конституция и избирательное
право : настоящее и будущее : материалы IV Всерос.
науч.-практ. конф., г. Самара, 6 марта 2009 г. / под ред.
проф. В. В. Полянского. Самара, 2009 ; Хабриева Т. Я.
Теория современного основного закона и российская
Конституция // Журнал российского права. 2008. № 12 ;
Эбзеев Б. С. Конституция Российской Федерации :
прямое действие и условия реализации // Государство
и право. 2008. № 7 ; и др.
2 В дореволюционной России данной теме уделяли
внимание многие видные отечественные правоведы
(См., например: Петражицкий Л. И. Теория права и
государства в связи с теорией нравственности. 2-е изд. ;
в 2 т. СПб., 1910. Т. 1 ; Новгородцев П. И. Право и нрав-
ственность // Правоведение. 1995. № 6. С. 103–113).
3 Ситников А. В. Право, нравственность и религия в
современном обществе // Нравственные императивы
в праве. 2010. № 3. С. 17.
4 См., например: Вестов Ф. А., Тарасов И. П., Фаст О. Ф.
Соотношение морали и права в правовом государстве
и их реализация в принципах права. Саратов, 2012.
5 Батурин Ю. М. Конституционные этюды. М., 2008.
С. 17–18.
6 Лапаева В. В. Критерии ограничения прав человека
с позиций либертарной концепции правопонима-
ния // Журнал российского права. 2006. № 4. С. 108.
7 Там же.
8 Магадов Ш. Р. Нравственность как конституционная
ценность в Российской Федерации : автореф. дис. …
канд. юрид. наук. М., 2012. С. 9.
9 Например, один из исследователей данной проблемати-
ки, рассматривая принципы системы законодательства,
для методологической чистоты анализа оставляет в
стороне вопрос, «насколько эти принципы и цели реа-
лизуются на самом деле, а не просто декларируются»
(Тарасов И. П. Нравственные начала правового госу-
дарства. Саратов, 2011. С. 16).
10 Магадов Ш. Р. Указ. соч. С. 10.

11 Там же.
12 Данный подход в рамках кандидатских диссертаций
достаточно типичен. Такое убеждение сформировалось
у меня на основе двухлетнего опыта в качестве члена
диссертационного совета по юридическим наукам.
13 Особенно значимым фактором является система об-
разования. Попытки концептуально синтезировать
конституционные нравственные принципы и образова-
тельные были предприняты в период подготовки госу-
дарственных стандартов общего образования второго
поколения (См.: Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тиш-
ков О. А. Концепция духовно-нравственного развития
и воспитания личности гражданина России. М., 2009.)
14 См.: Конституция Российской Федерации. М., 2009.
С. 4.
15 Там же.
16 Этому способствовала благоприятная мировая эконо-
мическая конъюнктура, связанная с резким повышени-
ем цен на энергоносители.
17 Иногда встречается самый радикальный и безнрав-
ственный вариант оправданий: стратегия постсовет-
ских преобразований была верной, но народ либе-
ральным реформаторам достался «неправильный»
и не реформируемый, с извращенным архаичным
менталитетом.
18 Конституция Российской Федерации. С. 8.
19 Многие теоретики обоснования новых моделей гло-
бального развития опираются на критику негативных
последствий безудержного развития западного потре-
бительского индивидуалистического общества (См.,
например: Бек У. Общество риска. На пути к другому
модерну. М., 2000).
20 Вопрос о степени их утопичности или реалистичности
– это тема отдельного всестороннего объективного
исследования, лишенного крайностей либеральных
разоблачений советской «тоталитарной системы» и
ностальгической идеализации коммунистического
прошлого.

Short Text (PDF): 
Full Text (PDF):