Cite this article as:

Арефьева Е. О. Специфика профилактики молодежного экстремизма на муниципальном уровне. Izvestiya of Saratov University. Sociology. Politology, 2014, vol. 14, iss. 2, pp. 53-55. DOI: https://doi.org/10.18500/1818-9601-2014-14-2-53-55


This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Language: 
Russian

Специфика профилактики молодежного экстремизма на муниципальном уровне

Одной из основных характеристик современ-
ного социума является появление новых угроз ин-
тересам личности, общества и государства, и в це-
лом внутренней и внешней безопасности страны.
Последние 30 лет российское общество и
государство вовлечено в процессы значительных
трансформаций. В связи этим в России значи-
тельно усилились тенденции, влияющие на рост
радикальных настроений как на личностном
уровне, так в обществе в целом, и ее молодеж-
ном сегменте как в специфической социально-
демографической группе. Стремясь обрести са-
мостоятельность и независимость от взрослых,
молодые люди часто вынуждены преодолевать
внутренние противоречия, являющиеся порож-
дением амбивалентных проявлений, таких как
застенчивость и агрессивность, открытость и
замкнутость, нигилизм и фанатизм. Реализация
противоречий способствует формированию экс-
тремальных типов сознания и поведения моло-
дежи как ее социально-групповых сущностных
характеристик1. Радикализация общих настро-
ений сознания и поведения в кризисных ситуа-
циях, обострения и столкновения интересов раз-
личных групп способна перерасти в проявления
экстремистского характера.
Сегодня в России достаточно полно сфор-
мирована современная законодательная база, на-
правленная на противодействие экстремистским
проявлениям различного толка: неонацизму, ра-
сизму, ксенофобии, религиозной и социальной
розни. В рамках этой системы работа органов го-
сударственной власти по обеспечению безопас-
ности Российской Федерации строится на основе
официально принятой концепции обеспечения
безопасности, включающей многоуровневую
профилактическую и превентивную деятель-
ность. Но при этом, несомненно, слабым звеном
всей структуры противодействия экстремизму,
и в частности его профилактики в молодежной
среде, остается участие институтов местного са-
моуправления, не входящих в систему органов
государственной власти, но являющихся публич-
но-властными структурами.
Местное самоуправление дает возможность
сочетать социальные, политические интересы и
права человека в рамках региональных и государ-
ственных интересов. В частности, в системе про-
филактики молодежного экстремизма местное
самоуправление имеет реальные возможности
для заблаговременного выявления и устранения
предпосылок, порождающих экстремистские
проявления на начальном этапе их формирова-
ния, что особенно актуально в ситуации проти-
водействия молодежному экстремизму. В реше-
нии данного вопроса муниципальные структуры
должны блокировать распространение условий,
формирующих молодежный экстремизм, так как
бороться с данным феноменом исключительно
посредством силовых методов неэффективно. В
компетенцию органов местного самоуправления
входит принятие и осуществление профилакти-
ческих мер, направленных на предупреждение
экстремистской деятельности.
На территории Саратовской области, и в
частности муниципального образования «Город
Саратов», молодое поколение в возрасте от 14 до
30 лет на 1 января 2014 г. составляет 213 177 чело-
век – около 23% от общей численности населения2,
что делает вопрос профилактики молодежного
экстремизма очень актуальным. Профилактика
экстремизма осуществляется в рамках несколь-
ких ведомств и по направлениям. Так, в Саратове
реализуется ведомственная целевая программа
«Профилактика терроризма и экстремизма в му-ниципальном образовании “Город Саратов”» на
2012–2014 гг. Целью ее является совершенство-
вание системы профилактических мероприятий
антитеррористического и антиэкстремистского
направлений, предупреждение террористических
и экстремистских проявлений на территории му-
ниципального образования «Город Саратов». Од-
нако реализация данной программы имеет свои
значительные недоработки как в плане программ-
ного, методического наполнения (все мероприя-
тия направлены исключительно на обеспечение
технических средств), так и в вопросах финанси-
рования (объем финансирования мероприятий: в
2012 г. – 4835,4 тыс. руб., в 2013 г. – 65 584,6 тыс.
руб., в 2014 г. – 0 руб)3.
Образовательные учреждения города прово-
дят работу по профилактике экстремизма среди
учащихся и молодежи в рамках ведомственной
целевой программы «Молодежь Саратова». Ее
приоритетные направления включают:
– совершенствование системы мероприятий
по патриотическому воспитанию молодежи, по-
вышению уровня правовой грамотности моло-
дых людей, профилактике экстремизма в моло-
дежной среде;
– организация и проведение мероприятий,
направленных на патриотическое, духовно-нрав-
ственное воспитание молодежи;
– создание условий для развития доброволь-
ческого (волонтерского) детского и молодежного
движения;
– организация и проведение городских мо-
лодежных мероприятий (конкурсов, фестивалей,
концертов, акций, встреч, круглых столов), на-
правленных на формирование толерантности и
законопослушного поведения детей и молодежи.
Среди наиболее значимых мероприятий,
организованных городским комитетом по об-
разованию в рамках программы, можно назвать
следующие:
– городской молодежный форум «Стратегия.
Миссия. Перспектива», на котором состоялись
презентация достижений молодежи (научных
открытий, изобретений, реализованных соци-
альных проектов), обсуждение предложений в
проект концепции работы с молодежью на тер-
ритории Саратова, в том числе по профилактике
экстремизма;
– выездной обучающий семинар для делега-
тов Молодежного общественного собрания горо-
да, в том числе членов Координационного совета
молодежных национальных общественных орга-
низаций;
– городские конкурсы творчества работаю-
щей молодежи «Молодость», «Лучшая молодая
семья года»;
– гражданско-патриотическая акция «Выпуск-
ники года – выпускникам рокового 1941 года»;
– ежегодный День толерантности, проводи-
мый в память о жертвах Беслана (в муниципаль-
ных общеобразовательных учреждениях).
В образовательных учреждениях Саратова ве-
дется целенаправленная работа по развитию дет-
ских и молодежных общественных объединений
как альтернативы экстремистским группировкам.
Создано и функционирует 471 молодежное обще-
ственное объединение (охват детей – более 29 тыс.
человек), имеющее разнообразные направления
деятельности, в том числе: 63 – патриотическое,
125 – волонтерское, 54 – творческое, 41 – органы
ученического самоуправления и др.4
Однако все вышеуказанные мероприятия в
структуре профилактики в достаточной степени
опосредованы. Несомненно, они в значитель-
ной степени носят определяющий характер для
развития сознания молодежи в благоприятном,
толерантном и созидающем ключе, но при этом
молодежь «группы риска», имеющая в своем со-
знании и поведении зачатки радикального, экс-
тремистского поведения, остается не охваченной
профилактическими мероприятиями. Поэтому
при анализе профилактических программ воз-
никает логичный в данном случае вопрос о том,
почему профилактику молодежного экстремизма
не включают в качестве сегмента в программу по
профилактике экстремизма и терроризма муни-
ципального образования? Ведь совершенно по-
нятно, что молодежный экстремизм – явление
разноплановое, и к вопросам его профилактики
необходимо подходить комплексно, используя
наиболее широкий спектр возможностей и опыт
различных ведомств.
Ведь распространение экстремизма в моло-
дежной среде свидетельствует о недостаточной
степени адаптации молодежи в разных сферах
общественной жизни, о криминализации массо-
вой культуры, недостаточности развития систе-
мы альтернативных форм досуга для молодежи,
отсутствии взаимосвязи школьного и семейного
воспитания.
Проведенный анализ показал, что, исходя
из интересов защиты личности, общества и на-
циональной безопасности государства от моло-
дежного экстремизма, эффективная профилакти-
ческая деятельность должна включать: научное
определение и осмысление данного асоциально-
го феномена, перспектив распространения; акти-
визацию гражданского общества и государства
в лице региональных и муниципальных струк-
тур по профилактике экстремизма; масштабную
информационную работу со всеми категориями
населения; широкую правовую, морально-пси-
хологическую подготовку молодежи; единство
действий всех заинтересованных сторон (как ор-
ганов государственной и местной власти, так и
общественности) и др.

Literature

1 См.: Зубок Ю. А., Чупров В. И. Молодежный экстре-
мизм : сущность и особенности проявления // Социс.
2008. № 5. C. 37.

2 См.: Администрация муниципального образования
«Город Саратов» : [сайт]. URL: http://www.saratovmer.
ru/news/2014/02/19/30552.html (дата обращения:
14.03.2014).
3 См.: О внесении изменений в Постановление Админи-
страции муниципального образования «Город Саратов»
от 24 августа 2012 года № 1973 «Об утверждении
ведомственной целевой программы «Профилактика
терроризма и экстремизма в муниципальном образова-
нии «Город Саратов» на 2012–2014 г.» : постановление
администрации муниципального образования «Город
Саратов» от 28 декабря 2012 г. № 3011. URL: http://
www.saratovmer.ru/documents/rubrics/9/4440.html (дата
обращения: 14.03.2014).
4 См.: «Об утверждении ведомственной целевой про-
граммы «Молодежь Саратова» на 2014 год» : поста-
новление администрации муниципального образования
«Город Саратов» от 21 октября 2013 г. № 2599. URL:
http://www.saratovmer.ru/documents/rubrics/9/4468.html
(дата обращения: 14.03.2014).

Short Text (PDF): 
Full Text (PDF):