Cite this article as:

Кузнецов И. И. Институциональный подход к исследованию политического лидерства в России. Izvestiya of Saratov University. Sociology. Politology, 2011, vol. 11, iss. 3, pp. 62-70. DOI: https://doi.org/10.18500/1818-9601-2011-11-3-62-70


Language: 
Russian

Институциональный подход к исследованию политического лидерства в России

В статье представлен анализ возможностей институционального подхода в исследовании феномена политического лидерства в России. Автор характеризует политическое лидерство как взаимодействие формальных и неформальных политических институтов и практик, предлагая свой взгляд на возможности объяснения политического процесса в современной России.

Literature

1  См. например: Шестопал Е. Б. Политическая психо-
логия : учебник для вузов. М., 2002. С. 179–180. 
2  Панов П. В. Институционализм рационального выбора// 
Институциональная политология: Современный инсти-
туционализм и политическая трансформация России / 
под ред. С. В. Патрушева. М., 2006. С. 51. 
3  См.: Зазнаев О. И. Полупрезидентская система: теорети-
ческие и прикладные аспекты. Казань : Казанск. гос. ун-т 
им. В. И. Ульянова-Ленина, 2006. 
4  Конституция Российской Федерации. М., 1993. С. 80.
5  См.: Кто и зачем сократил президентский срок? «Из-
вестия» выяснили, как создавалась Конституция (ма-
териал подготовил А. Белуза) // Известия. 2008. 12 дек. 
Сам текст Конституции, подготовленный Конституци-
онным Совещанием и «поправленный» президентом 
Б. Н. Ельциным, вошел в объемный сборник докумен-
тов Конституционного Совещания. См.: Конституцион-
ное совещание: Стенограммы. Материалы. Документы. 
29 апреля –10 ноября 1993 г. : в 20 т. / под ред. С. А. Фи-
латова, В. С. Черномырдина и др. М., 1995. Т. 20. 
6  См.:Шапка В. По проекту Б. Н. у нас будет царь-
батюшка // Российская газета. 1993. 28 апр. ; Пугачев Б. 
Конституция для монарха // Российская газета. 1993. 
29 апр.; Ярмагаев Ю. Президент в ранге монарха // 
Правда. 1993. 26 мая ; Гришина М., Федосеев И. При-
мерка самовластия // Советская Россия. 1993. 13 мая ; 
Корионов В. Прикрываясь мантией Конституции // 
Правда. 1993. 12 мая ; Румянцев О., Лафитский В. Два 
проекта – два взгляда на разделение властей // Россий-
ская газета. 1993. 14 мая ; Мишин А. А. Конституция 
Президента не является «президентской» // Известия. 
1993. 14 мая.
7  См.: Указ Президента Российской Федерации от 12 
мая 2008 года № 724 «Вопросы системы и структуры 
федеральных органов исполнительной власти» // Рос-
сийская газета. 2008. 13 мая. 
8  В данном случае институциализация рассматрива-
ется нами как процесс укоренения, функциональной 
адаптации правовых и политических институтов. 
Классическое определение С. Хантингтона: «Инсти-
туциализация – это процесс, посредством которого 
органи зации и процедуры приобретают ценность и 

 

устойчивость. Уровень инсти туциализации какой-либо 
политической системы определяется адаптив ностью, 
сложностью, автономией и согласованностью ее орга-
низаций и процедур. Равным образом уровень инсти-
туциализации какой-либо от дельной организации или 
процедуры измеряется ее адаптивностью, слож ностью, 
автономией и внутренней целостностью» (Хантинг- 
тон С. Политический порядок в изменяющихся обще-
ствах. М.,  2004. С. 32). 
9  См.: Письмо Президента РФ Б. Ельцина Председателю 
Гос. Думы Г. Н. Селезнёву, руководителю фракции 
КПРФ Г. А. Зюганову, руководителю аграрной депу-
татской группы Н. М. Харитонову, руководителю деп. 
группы «Народовластие» Н. И. Рыжкову // Независимая 
газета. 1997. 23 окт.
10  См.: Встреча с лидерами четырех политических партий, 
представленных в Государственной думе. URL: http://
kremlin.ru/news/6641 (дата обращения: 28.10.2010).
11 Сравнительное конституционное право / отв. ред. 
В. Е. Чиркин. М., 1996. С. 45.
12 Там же.
13 См.: Артемьев М. А. Как работает Америка. М., 2009. 
С. 50–78. 
14 Статус главного политического штаба России АП 
получила после того, как А. Б. Чубайс реорганизовал 
этот институт, упразднив должности личных помощ-
ников президента и возложив руководство процессом 
принятия политических решений на единую центра-
лизованную структуру, в которой главную роль играли 
заместители руководителя Администрации. При Ельци-
не Администрация не только пользовалась значитель-
ным политическим влиянием, но по многим вопросам 
была заменителем президента, своего рода «резиновым 
штампом». Уже в тот период стали говорить, что 
Администрация и особенно ее глава призваны осу-
ществлять регентские полномочия при недееспособ-
ном Ельцине. См.: Святенков П. Заметки об Адми-
нистрации. URL: http://www.apn.ru (дата обращения: 
30.05.2006).
15 Примечательно, что одной из гарантий сохранения 
политического курса при реализации политического 
сценария «преемничества» является законодательное 
обеспечение этих имиджевых ресурсоемких про-
ектов. По каждому из таких проектов («Сочи-2014», 
«Владивосток-2012», «Сколково» и др.) приняты 
федеральные законы и соответствующие правитель-
ственные программы, фиксирующие финансирование, 
гарантируя реализацию проектов в назначенные сроки 
(которые, помимо прочего, являются еще и междуна-
родными обязательствами России). См.: Федеральный 
закон от 28.09.2010  № 244-ФЗ «Об инновационном 
центре “Сколково”» // Российская газета. 2010. 
29 сент.; Федеральный закон от 01.12.2007 № 310-ФЗ
«Об организации и о проведении XXII Олимпийских 
зимних игр и  XI  Паралимпийских зимних игр 2014 
года в городе Сочи, развитии города Сочи как горно-
климатического курорта и внесении изменений в от-
дельные законодательные акты российской федерации» 
//  Российская газета. 2007. 5 дек..; Федеральный закон 
от 8 мая 2009 г. №  93-ФЗ «Об организации проведения 
встречи глав государств и правительств стран – участни-
ков форума “Азиатско-Тихоокеанское экономическое 
сотрудничество” в 2012 году, о развитии города Вла-
дивостока как центра международного сотрудничества 
в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изме-
нений в отдельные законодательные акты Российской 
Федерации»  // Российская газета. 2009. 15 мая.  
16  Согласно п. 1 Положения об Администрации Президен-
та Российской Федерации Администрация Президента 
РФ является государственным органом, обеспечива-
ющим деятельность Президента России. Коллизия, 
связанная со статусом Администрации Президента РФ, 
послужила поводом для запроса Государственной думы 
РФ в Конституционный суд РФ в 1997 г. Заявитель, 
отождествив государственный орган и орган государ-
ственной власти, посчитал на основании того, что Кон-
ституция РФ не относит Администрацию Президента 
РФ к органам государственной власти, что она является 
не госорганом, а службой. В связи с тем что к началу 
рассмотрения дела большинство оспариваемых норм 
утратило силу или было фактически отменено (норма 
о статусе Администрации Президента РФ осталась 
неизменной), производство по делу было прекращено. 
Конституционный суд РФ не дал юридической оценки 
статусу Администрации Президента РФ. Позиция судьи 
Конституционного суда РФ В. О. Лучина соответствует 
мнению представителей Госдумы РФ, определившему 
Администрацию Президента РФ службой, вспомога-
тельным органом Президента РФ (см.: Лучин В. О., 
Данилов И. С. Государственный совет Российской Фе-
дерации: проблемы становления // Право и политика. 
2001. № 4). 
17 См.: Меркель В., Круассан А. Формальные и нефор-
мальные институты в дефектных демократиях // Пово-
роты истории: Постсоциалистические трансформации 
глазами немецких исследователей : в 2 т. / ред.-сост.: 
П. Штыков, С. Шваниц; науч. ред В. Гельман; пер. 
с нем. Е. Бе локурова, М. Ноженко, Н. Яргомская, 
П. Штыков. СПб. ; М. ; Берлин, 2003. Т. 1. С. 269.
18  Там же. С. 270. 
19 См.: Morgan-Jones E., Schleiter P. Governmental Change 
in a President-Parliamentary Regime: The Case of Russia 
1994–2003 // Post-Soviet Affairs. 2004. № 20(2).
20 Первое название стало популярно в отечественной 
журналистике, второе – в зарубежной. См.: Булави-
нов И. Царский жест. Кремлевское новогоднее шоу 
прошло под аплодисменты // Коммерсантъ. 2000. 
5 янв. ; Балмасов С. Иностранные СМИ: «Операция 
“Ручной Медведь”» началась. URL: http://www.
newsinfo.ru/articles/2007-12-13/Medvedev/537104/  (дата 
обращения: 16.03.2010). 
21 Достаточно типична критическая оценка немецкого 
политолога Б. Биддера о сегодняшнем стиле работы 
«тан дема» – «Медведев обвиняет команду Путина в 
саботаже» (цит. по: Bidder B. Reformen in Russland. 
Medwedew wirft Putins Mannschaft Sabotage vor // 
Der Spiegel – online. 18. Mдrz 2010. URL: http://www.
spiegel.de/politik/ aus land/ 0,1518,684231,00.html) 
(дата обращения: 16.03.2010). В российской прессе 
такую позицию неоднократно высказывала социолог 
О. Крыштановская: «Нынешний президент “греет 
кресло”, сберегая его для Путина <…> Если Медведев

создает свою команду, значит, Путин теряет свою. Все 
очень жестко: или люди Путина, или люди Медведе-
ва. Пока мы не видим, что Путин теряет своих людей. 
А Медведев, соответственно, не продвигает своих. 
На этом и строится сегодняшний баланс сил» (цит. 
по: Самарина А., Цветкова Р. Люди и кресла // Неза-
висимая газета. 2009. 2 июня ; см. также: Крышта-
новская О. Качели власти: Путин/Медведев. Кто на 
самом деле правит Россией? // Независимая газета. 
2009. 26 окт). 
22  Соболев Н. Б. (арх. Серафим). Русская идеология. 
Москва, 2000. С. 135. 
23  Романович Н. А. Концепция «разделение властей» 
через призму концепции «симфония властей». URL: 
http://www.strategy-spb.ru/partner/fi les/romanovich.pdf 
(дата обращения: 15.05.2010). 

 

Short Text (PDF): 
Full Text (PDF):