Cite this article as:
Зорин А. Н. А.Н. Островский: разрушение мизансцены (к проблеме авторской ремарки в драматических произведениях). Izvestiya of Saratov University. Sociology. Politology, 2009, vol. 9, iss. 3, pp. 63-?.
А.Н. Островский: разрушение мизансцены (к проблеме авторской ремарки в драматических произведениях)
Ремарка драматургии Островского во многом отражает поиски автора в области новой драматургической формы. Им создана строгая система ремарочных обозначений, удобных для театра и ассоциативно насыщенных в контексте каждого произведения. Номинативные и афишные ремарки, как и ремарки «текста в тексте» и «театра в театре», значительно расширяют границы восприятия социально-философского и культурно-исторического подтекста его пьес.
1 Островский А.Н. Полн. cобр. соч.: В 12 т. М., 1973–
1980. Т. 1. С. 495. Далее текст цитируется по этому
изданию с указанием тома и страниц в скобках.
2 Григорьев А.П. После «Грозы» Островского // Григо-
рьев А.П. Сочинения. Т. 1. СПб., 1876. С. 114.
3 Там же.
4 См.: Лакшин В. А.Н. Островский (1843–1854) // Остров-
ский А.Н. Полн. собр. соч.: В 12 т. М., 1973. Т. 1. С. 492.
5 Там же. С. 488.
6 Седова Е.В. «Сцены» и «Картины»: к постановке про-
блемы (на материале пьес А.Н. Островского) // Драма
и театр. Тверь, 2002. Вып. 4. С. 40.
7 Основин И.И. Драматургия Л.Н. Толстого. М., 1982.
С. 87.
8 Ходус В.П. Ремарка в драматургическом тексте А.П. Че-
хова: стереотипичность и новые модели // Изменяю-
щийся языковой мир. Пермь, 2001.
9 Линин А. Творчество А.Н. Островского. Ростов н/Д,
1937. С. 215.
10 См.: Гаркави А.М. А.Н. Островский – мастер сюжетосложения
// Жанр и композиция литературного произ-
ведения. Калининград, 1974. С. 42–58.
11 См.: Агранович С.З. Жанровое своеобразие «сцен»
и «картин» в творчестве А.Н. Островского // Про-
блемы истории и поэтики реализма. Куйбышев, 1977.
С. 108–118.
12 Седова Е.В. Указ. соч. С. 43.
13 Цит. по: Творчество А.Н. Островского. М.; Л., 1923.
С. 28.