Cite this article as:
Восканян Э. С. Открытое общество: между проектом и идеалом (политико-философский анализ). Izvestiya of Saratov University. Sociology. Politology, 2014, vol. 14, iss. 3, pp. 55-60. DOI: https://doi.org/10.18500/1818-9601-2014-14-3-55-60
Открытое общество: между проектом и идеалом (политико-философский анализ)
Статья посвящена политико-философскому исследованию пробле-
мы «открытого общества» в рамках его проецирования как проекта и
(или) идеала. Путь России к «открытому обществу» сейчас является
«зигзагообразным»: с одной стороны, Россия стремится к открытому
обществу как ближайшей или хотя бы отдаленной цели своего раз-
вития, а с другой стороны, некоторые архетипы современного рос-
сийского политического сознания тормозят это движение.
1 Бергсон А. Два источника морали и религии. М., 1994.
С. 288.
2 Там же. С. 289.
3 Напр.: «Одна из существенных черт магического созна-
ния древнего – племенного или “закрытого” общества –
является господствующее в таком обществе убеждение,
будто оно существует в заколдованном круге неизмен-
ных табу, законов и обычаев, которые считались столь
же неизбежными, как восход солнца, смена времен года
и тому подобные совершенно очевидные закономер-
ности природы» (Поппер К. Открытое общество и его
враги : в 2 т. Т. 1. Чары Платона. М., 1992. С. 91).
4 Там же. С. 364.
5 См.: Ноттурно М. Открытое общество и его враги : со-
общество, авторитет и бюрократия // Вопр. философии.
1997. № 11.
6 См.: Бойл Э. «Открытое общество» Карла Поппера :
личный взгляд // Эволюционная эпистемология и логи-
ка социальных наук. Карл Поппер и его критики / сост.
Д. Г. Лахути, В. Н. Садовский, В. К. Финн. М., 2000.
7 См.: Мальковская И. А. Многоликий Янус открытого
общества. М., 2008.
8 См.: Бляхер В. Е. Виртуальные состояния социума, или
Шансы и риски открытого общества в России. М., 1997.
9 См.: Рац М. В. Идея открытого общества в современной
России. М., 1997.
10 См.: Ахиезер А. С. Как «открыть» закрытое общество.
М., 1997.
11 См.: Бутенко А. П. От коммунистического тоталита-
ризма к формированию открытого общества. М., 1997.
12 См., например: Сорос Дж. Новый взгляд на открытое
общество. М., 1997 ; Он же. Кризис мирового капита-
лизма : Открытое общество в опасности. М., 1999.
13 См.: Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1991.
С. 470.
14 Там же. С. 212.
15 Ср. например, с понятием «гражданское общество»,
которое имеет ярко выраженный онтологический смысл
как система частных сфер и интересов, противопостав-
ленная государству. Хотя оно может также применяться
в эпистемологическом, «идеальном» смысле («строить»
гражданское общество можно, в принципе, бесконечно),
но одновременно в нем по-прежнему присутствует четкий
онтологический каркас, что позволяет его использовать и
достаточно широко, и в то же время достаточно точно.
16 Например у М. В. Раца: «… оно [открытое общество]
конституируется органическим единством открытого
общества, правового государства и рыночного хозяй-
ства» (Рац М. В. Указ. соч. С. 17).
17 Шапиро И. Бегство от реальности в гуманитарных на-
уках. М., 2011. С. 312–313.
18 Политический проект – практически ориентированный
(т. е. ориентированный на практическую реализацию)
замысел субъекта политического действия; политиче-
ский идеал – нормативный образ политического буду-
щего, запечатленный в сознании субъекта политиче-
ского действия, не ориентированный на практическую
реализацию.
19 «Легче назвать врагов открытого общества, чем при-
дать этому понятию позитивное значение» (Сорос Дж.
Новый взгляд на открытое общество. С. 24).
20 Коббан А. Закат политической теории // Политическая
теория в XX веке : сб. ст. / под ред. А. Павлова. М., 2008.
С. 224.
21 Нижников С. А. Мораль и политика в контексте духов-
ных и интеллектуальных традиций. М., 2011. С. 315.
22 Сорос Дж. Открытое общество : реформируя глобаль-
ный капитализм, М., 2001. С. 18.
23 Там же. С. 24–25.
24 Мальковская И. А. Указ. соч. С. 55–56.
25 Из того, что работа К. Поппера вышла в свет в 1945 г.,
вовсе не следует, что интуитивных представлений
об открытом обществе не было ранее; достаточно
вспомнить работы Э. Бёрка, А. де Токвиля, М. Вебера,
К. Манхейма и др.
26 «Коммунизм отменил рыночный механизм и ввел кол-
лективный контроль над всеми видами экономической
деятельности. Рыночный фундаментализм стремится
отменить механизм коллективного принятия решений и
ввести главенство рыночных ценностей над политиче-
скими и общественными. Обе эти крайние точки зрения
– ошибочны. На самом деле нам нужен правильный
баланс между политикой и рынками, между созданием
правил и игрой по этим правилам» (Сорос Дж. Кризис
мирового капитализма… С. XXIV).
27 Мальковская И. А. Указ. соч. С. 24.