Cite this article as:
Климова С. В. Power as a Partner of Business Community under Conditions of Monarchy and in Modern Russia. Izvestiya of Saratov University. Sociology. Politology, 2017, vol. 17, iss. 2, pp. 144-?. DOI: https://doi.org/10.18500/1818-9601-2017-17-2-144-151
Power as a Partner of Business Community under Conditions of Monarchy and in Modern Russia
The author studied the documentary materials that represent the work of public organizations of businessmen under of monarchy and in modern Russia. The research has shown successful communication not big business community with the government at the turn of XIX– XXth centuries under of monarchy. The study also revealed controversy of authority and modern small and medium-sized business community, dissatisfaction of this business community with interaction with the authorities. The study also has found communication barriers, the absence of joint work business community and authority to promote common social objectives. The author concludes that the culture of paternalism promotes partnerships authorities and small and medium-sized businesses.
См.: Федотов В. И. Торгово-промышленные палаты. 2-е изд. Ч. 1. История. Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2006.
2 О последствиях отказа от государственного патернализма в социальной политике см.: Кара-Мурза С. Г. Государственный патернализм – цивилизационное измерение // Научный эксперт : ежемесячный электронный журнал. 2009. № 12. URL: http://www.marusrand.ru/text/ Jornal12_2009.pdf (дата обращения: 17.09.2016).
3 См.: Яковлев А. А., Говорун А. В. Бизнес-ассоциации как инструмент взаимодействия между правительством и предпринимателями : результаты эмпирического ана- лиза // Журнал новой экономической ассоциации. 2011. № 9. С. 98–127.
4 См.: Ермоленко Т. Ф. Патернализм в России : культуро- логический анализ : автореф. дис. … д-ра филос. наук. Ростов н/Д, 2000.
5 См.: Большая энциклопедия : в 62 т. Т. 35. М. : ТЕРРА, 2006. С. 427.
6 ВРФ среди МСП абсолютно преобладает малый бизнес (См.: Итоги сплошного наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства в 2010 году. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/ business/prom/small_business/inter_itog/index.html (дата обращения: 26.04.2016)). Поэтому различие между «Опорой России», представляющей малый бизнес, и «Деловой Россией», продвигающей интересы среднего и малого бизнеса, по величине капиталов их членов можно считать не существенным. В аграрных районах Российской империи, к которым относилась Саратовская губерния, как и большинство ее регионов, не было крупного бизнеса. Вцарской России крупным бизнесом считались большие заводы и фабрики, расположенные в отдельных индустриальных районах империи.
7 Отчет Саратовского Биржевого комитета за 1893 г. Саратов : Типография губернского земства,1894. С. 2.
8 Там же.
9 Маслова О. М., Пугачёва М. Г. Виды документальных источников и методы их анализа // Методы сбора ин- формации в социологических исследованиях / отв. ред. В. Г. Андреенков : в 2 кн. М. : Наука, 1990. Кн. 2. С. 43.
10 Среди предпринимателей членов биржевого общества было очень мало. В 1903 г. в Саратове в нем состояло всего 4,5% купцов первой и второй гильдий, которые имели право быть его постоянными членами (См.: Отчет Саратовского Биржевого комитета (за 1902–1903 гг.). Саратов : Паровая типо-литография Т-ва Г. Х. Шельнгорн, 1904. С. 83).
11 См.: Ермоленко Т. Ф. Указ соч. С. 14.
12 Отчет Саратовского Биржевого комитета за 1893 г. С. 2.
13 См.: Отчет Саратовского Биржевого комитета (за 1902–1903 гг.). С. 126.
14 Отчет Саратовского Биржевого комитета (за 1912– 1913 гг.). Саратов : Паровая типо-литография Т-ва Г. Х. Шельнгорн, 1915. С. 25.
15 В статье под «биржевиками» подразумевается Саратовское биржевое общество вместе с его биржевым комитетом.
16 См.: Отчет Саратовского Биржевого комитета (за 1907–1908 гг.). Саратов : Паровая типо-литография Т-ва Г. Х. Шельнгорн, 1909. С. 81–83.
17 Отчет Саратовского Биржевого комитета (за 1905– 1906 гг.). Саратов : Паровая типо-литография Т-ва Г. Х. Шельнгорн, 1907. С. 95.
18 Там же. С. 91.
19 Отчет Саратовского Биржевого комитета (за 1907- 1908 гг.). С. 74–75.
20 Ведущую роль муниципальной и региональной власти для сохранения бизнеса подтверждают опросы предпринимателей (см.: Орлова Л. В. Региональные обще- ственные организации предпринимателей : отношение и оценки // Социс. 2010. № 5. С. 140–142).