Cite this article as:

Kazakov A. A. Russia’s Youth Political Culture within the Context of Media Literacy and Media Influence. Izvestiya of Saratov University. Sociology. Politology, 2018, vol. 18, iss. 2, pp. 205-211. DOI: https://doi.org/10.18500/1818-9601-2018-18-2-205-211


This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
UDC: 
32.019.51
Language: 
Russian

Russia’s Youth Political Culture within the Context of Media Literacy and Media Influence

Based on public surveys results’ analysis, the main features of Russia’s youth disposition towards politics are considered in this article. The author describes the media component of the youth political culture within the context of the degree to which their media literacy is formed and suggests pessimistic and optimistic tendencies the phenomenon under consideration has. The inference is made that, on the one hand, the modern youth is less interested in politics and discusses it less frequently; on the other hand, young people are more likely to get news from the Internet and are more skeptical about credibility of the facts reported by journalists.

Literature

1 См.: Богданов А. В. Социально-политический анализ концепта «молодежная политическая культура» // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2011. Т. 11, вып. 3. С. 86–88 ; 

Кудрявцева Е. Э. Политическая культура студенческой молодежи в современном российском обществе // Вестн. ПАГС. 2014. № 6 (45). С. 97–102 ; 

Оганян К. М. Политическая культура современной молодежи // Вестн. СГУ. 2010. № 2. С. 189–196 ; Рылкина А. П. Политическая культура студенческой молодежи России : анализ отечественных диссертационных работ // Науч. ведомости БелГУ. Сер. История. Политология. 2009. Т. 56, № 9. С. 178–182. 

2 См.: Чекмарев Э. В. Влияние политической модернизации на социальное становление и развитие политической культурымолодых людей в регионах России // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2012. Т. 12, вып. 2. С. 87–90 ; 

Его же. Возможности инкультурации в формировании политической культуры современной молодежи регионов России // Вестн. ПАГС. 2013. № 3 (36). С. 96–100. 

3 См.: Богданов А. В. Модернизационные и традиционные ценностные политические ориентации молодежи в современной России // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2014. Т. 14, вып. 1. С. 98–101 ; 

Вилков А. А., Богданов А. В. Традиционализм и модернизм в политической культуре студенческой молодежи в современной России // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2011. Т. 11, вып. 4. С. 68–74. 

4 См.: Дорофеев В. И., Чекмарев Э. В. Политическое участие молодежи в условиях транзитивности российского общества (региональный аспект) // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2007. Т. 7, вып. 1. С. 75–83 ; 

Никулина С. И. Политическая культура молодежи Российской Федерации и ее развитие в условиях реформ : дис. … канд. полит. наук. Н. Новгород, 2008. 

5 См.: ВилковА. А., НекрасовС. Ф., РоссошанскийА. В. Политическаяфункциональность современных российских СМИ / под ред. А. А. Вилкова. Саратов : Саратовский источник, 2011 ; 

Казаков А. А. Теоретико-методологический потенциал категории «медийная повестка дня» : возможности и ограничения // Вестн. ВолГУ. Сер. История. Регионоведение. Международные отношения. 2012. № 1. С. 138–143 ;

Колпаков В. В. Влияние интернет-технологий на формирование политической культуры российской молодежи // Локус : люди, общество, культуры, смыслы. 2017. № 4. С. 122–132 ; 

Миронова Т. А. Влияние коммуникативной культуры студента на формирование политической культуры молодежи // Этносоциум и межнациональная культура. 2017. № 9 (111). С. 40–46 ; 

Савина С. В., Масеев С. В. Средства массовой информации : аспектывоздействия на политическую культуру современной молодежи // Социально-гуманитарные знания. 2013. № 11. С. 269–277. 

6 См.: Баталов Э. Я. Политическая культура России сквозь призму civic culture // Pro et Contra. 2002. № 3. С. 10. 

7 См.: Жилавская И. В. Проблема формирования понятийного аппарата медиаобразования в условиях конвергенции медиа- и информационной грамотности // Фундаментальные исследования. 2014. № 5 (ч. 1). С. 213–217 ; 

Казаков А. А. Медиаграмотность в контексте политической культуры : к вопросу об определении понятия // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2017. № 4. С. 78–97 ; 

Федоров А. В. Медиаобразование и медиаграмотность. М. : Директ-Медиа, 2013 ; Christ W. G., Potter W. J. Media literacy, media education, and the academy // Journal of Communication. 1998. № 48. P. 5–15 ; 

Hobbs R., Jensen A. P. The past, present and future of media literacy education // Journal of Media Literacy Education. 2009. № 1(1). P. 1–17. 

8 Источник данных: «ФОМнибус» – опрос граждан РФ от 18 лет и старше. 13 августа 2017. 53 субъекта РФ, 104 населенных пункта, 1500 респондентов. Интервью по месту жительства. Статпогрешность не превышает 3,6% (См.: URL: http://fom.ru/Politika/13668 (дата обращения: 07.03.2018)). 

9 Источник данных: «ФОМнибус» – опрос граждан РФ от 18 до 30. 18 мая 2016. 53 субъекта РФ, 104 населенных пункта, 1500 респондентов. Интервью по месту жительства. Статпогрешность не превышает 3,6% (См.: URL: http://fom.ru/Politika/13045 (дата обращения: 07.03.2018)). 

10 См.: URL: http://fom.ru/Politika/13668 (дата обращения: 07.03.2018). 

11 См.: URL: http://fom.ru/Politika/13045 (дата обращения: 07.03.2018). 

12 См.: URL: http://fom.ru/Politika/13668 (дата обращения: 07.03.2018). 

13 Источник данных: «ФОМнибус» – опрос граждан РФ от 18 лет и старше. 4 июня 2017. 53 субъекта РФ, 104 населенных пункта, 1500 респондентов. Интервью по месту жительства. Статпогрешность не превышает 3,6% (См.: URL: http://fom.ru/SMI-i-internet/13618# (дата обращения: 07.03.2018)). 

14 Источники данных: Опрос молодежи 15–17 лет. 21 апреля – 2 мая. 207 населенных пунктов, 73 субъекта РФ, 800 респондентов. Интервью по месту жительства респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6% (См.: URL: http://fom.ru/SMI-i-internet/13324 (дата обращения: 07.03.2018)) ; 

«ФОМнибус» – опрос граждан РФ от 18 до 30 лет. 18 мая 2016. 53 субъекта РФ, 104 населенных пункта, 1500 респондентов. Интервью по месту жительства. Статпогрешность не превышает 3,6% (См.: URL: http://fom.ru/SMI-i-internet/12873 (дата обращения: 07.03.2018)). 

15 См.: Волков Д., Гончаров С. Российский медиаландшафт : основные тенденции использования СМИ – 2017. URL: https://www.levada.ru/2017/08/22/16440/ (дата обращения: 07.03.2018). 

16 См.: URL: http://fom.ru/SMI-i-internet/13618# (дата обращения: 07.03.2018)). 

17 Источник данных: Опрос недельной аудитории интернет-пользователей. 15–19 января 2016. 104 населенных пункта, 53 субъекта РФ, 1000 респондентов. Интервью по месту жительства респондентов. Статистическая погрешность не превышает 4,3% (См.: URL: http://fom.ru/SMI-i-internet/12491 (дата обращения: 07.03.2018)). 

18 Там же.

Short Text (PDF): 
Full Text (PDF):